«Горячая линия» для жителей и гостей Чагодощенского района

т. 2-13-47, 2-26-97

Просим сообщить о прибывших на территорию района!

«ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА!»

На улицах населённых пунктов звучит призыв к самоизоляции

В целях профилактики предупреждения распространения коронавирусной инфекции служебные машины ОМВД России по Чагодощенскому району ежедневно проезжают по улицам населённых пунктов района, предупреждая жителей и гостей района о соблюдении режима самоизоляции.

ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ

В целях защиты населённых пунктов от палов травы с 1 апреля до 11 мая 2020 года на территории области постановлением Правительства области от 30 марта 2020 года № 307 установлен особый противопожарный режим.

О МЕРАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Оперативные службы района работают над минимизацией возможного распространения коронавирусной инфекции.

1 апреля в администрации района прошло очередное заседание оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции под председательством главы района Александра Косёнкова.

МЕРЫ, КОТОРЫЕ СПАСУТ ТЫСЯЧИ ЖИЗНЕЙ

Сегодня борьба с коронавирусом стала центральной для всех регионов

Вологодская область – одна из первых ввела серьёзные меры против распространения коронавирусной инфекции.

ЕЩЕ НЕ ЗАБЫТА

2020.02.04 5 3 170Деревня Пильно давно стала улицей, но память о ней передаётся от старожилов

Развитие посёлка Сазоново тесно связано с Покровским стекольным заводом, построенным помещиком Бакуниным в 1860 году рядом с селом Белые Кресты, усадьбой Покровское и деревней Пильно.

Деревни Пильно давно нет, но название сохранилось. Исторически – это территория, на которой находятся современные улицы Авиации и Красной Свободы.

В 1954 году к стеклозаводу стали тянуть подъездные железнодорожные пути, дома, прилегающие к заводу, стали перевозить на будущую улицу Красной Свободы, а до этого здесь простирались колхозные поля.

В 60-е годы прошлого столетия улица Колхозная была переименована в нынешнюю улицу Авиации.

 

ПОЧЕМУ ПИЛЬНО?

В административно-территориальном делении Чагодощенского района до 1954 года значился Пильнецкий сельский совет, куда входили деревни Пильно, Лешутинская гора, Марьино, хутор Выселки, деревни Чагода, Малашкино, Паник и Лешутино. В этом же году все эти деревни отошли к Белокрестскому сельскому совету.

Деревня Пильно была расположена в живописном месте на берегу реки Песь. У каждого названия населённого пункта есть своя история. Есть она и у Пильно. Завод работал на дровах, лес распиливали и сплавляли по реке, и называлось это место в народе Пиленка.

В каждом большом селе была церковь, была она и в Белых Крестах, а почти в каждой деревне имелись часовни, небольшие безалтарные храмы, где могли совершаться молебны и некоторые церковные требы. Была такая часовня, приписанная к храму Покрова Пресвятой Богородицы, и в Пильно.

 

ЖИЛИ ДРУЖНО

По воспоминаниям старожилов, жили дружно, праздники отмечали вместе. Любили Успенье, его праздновали всей деревней. Это был хлебосольный и гостеприимный праздник.

В любом доме с радушием встречали гостей. Угощали детей пирогами, взрослых – пивом. К сожалению, часовню постигла трагическая участь деревянных строений – она сгорела.

Пожары очень часто стирали с лица земли дома на этой улице. Это и понятно, дома расположены очень близко, улица неширокая, и часто огонь легко перекидывался на другую сторону. У этой улицы есть одна архитектурная особенность, она – единственная в посёлке, где есть двухэтажные дома старой постройки.

Оказывается, жили в них люди обычные, не слишком обеспеченные. Возможно это вариант летней и зимней избы?

По воспоминаниям старожила Вячеслава Петровича Карпова, детство которого прошло в одном из таких домов, граф Виктор Михайлович Толстой в неограниченном количестве выделял лес, а земли было очень мало. Вот так и строились – кто-то мог построить двухэтажный дом, кто-то небольшой, а потом пристраивали, когда семья росла. Так что Виктор Михайлович не только помог отстроить Белые Кресты после страшного пожара в 1910 году, но и помог в строительстве жителям деревни Пильно.

2020.02.04 5 1

КОЛХОЗНАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь деревни тесно переплеталась с событиями, которые происходили в то время в стране – и созидательными, и трагическими. Для многих Пильно стала родным пристанищем – спасением от тяжёлой поры политических репрессий.

К сожалению, страшные и трагические страницы истории не миновали и наших земляков. Чтобы не попасть под раскулачивание, многие жители деревни ушли в колхозы, которые на территории нашего района появились в 1928 году. Самый первый колхоз был создан в деревне Лешутинская Гора, и название ему дали «Покровский шеф», потому что помощь в создании артели оказывал коллектив рабочих Покровского завода.

В Пильно колхоз появился чуть позже и назывался «Третий райсъезд».

С трудом люди объединялись в сельхозартели, но со временем это стало большое и крепкое хозяйство. Колхозные поля простирались по берегу реки. Росли рожь, пшеница, гречиха, овёс, горох, свёкла. В колхозе держали большое стадо овец, лошадей, коров и свиней.

Пильнецкие ребятишки, по приходу из школы, бежали помогать родителям – кормили животных, жали, пололи. А уж прокатиться в телеге, на которой возили для овец с реки бочки с водой, было для мальчишек самым большим удовольствием!

Очень трогательно и наивно сейчас звучат некоторые моменты дневника Фёдора Ивановича Торшевского, который в 1913 году приехал на работу в Белокрестскую школу:

«В д. Пильно когда-то был большой колхоз. Год за годом заводское окружение многих колхозников отрывало от земли. Потянуло меня к земле, к колхозникам. Зимой проводил беседы на различные темы: и на политические, и на колхозные, и даже на семейные. Нашлись общие вопросы и заботы: как увеличить доходность хозяйства, как лучше пахать землю, удобрять и выдерживать сроки сева...

…Все полевые работы заканчивались вовремя. И в летнее время, особенно на покосе, весело было, когда твоя коса вжикает вместе с другими. И с покосом управлялись вовремя. Хорошо было работать с колхозниками! Чувствуешь, что ты член их семьи. Где приживёшься и как бы прикипишь душой, – тут и близкое, и родное. И сознание того, что ты и тут нужен, и тут полезен. И думаешь: вот тут бы я остался работать навсегда».

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Стремительно ворвалась в жизнь сельских жителей Великая Отечественная война. Как и другие чагодощенцы, пильнецкие жители уходили на фронт. Особую задачу выполнял Пильнецкий аэродром.

Закончилась война… Настало тяжёлое послевоенное время, люди мечтали о мирной и радостной жизни. Постепенно жизнь наладилась, развивался завод, рос посёлок, открывались новые предприятия.

К сожалению, не стало колхоза, в 1968 году прекратил свою работу и Пильнецкий аэродром. А ведь на самолете АН-2 можно было долететь и до Череповца, и до Тихвина, и даже до Ленинграда.

Вступили в пору юности те, кто родился в начале войны, послевоенные годы. Именно в их воспоминаниях – юных друзей и подруг, время, когда они ходили в парк на танцы, встречались и влюблялись на Пильнецком мосту и, конечно же, клуб им. Крупской, в котором был замечательный хор, танцы под оркестр или под баян и театральный коллектив, которым руководил Павел Михайлович Чернов.

2020.02.04 5 2

 

ЗЕМЛЯ ХРАНИТ ИСТОРИЮ

2020.02.04 5 4До сих пор жители нынешней улицы Авиации находят в земле старинные монеты, подковы, свидетельствующие о богатой истории деревни Пильно.

Несколько лет назад при обустройстве септика местным жителем была найдена монета – денга (полкопейки) 1745 года. На оборотной стороне монеты выгравирован двуглавый орёл. На домашней территории им же ранее были найдены 6 лошадиных подков разного размера.

По воспоминаниям старожилов д. Пильно, в месте, где стоят нынешние дома, был большой постоялый двор.

Как известно, через все волости нашего края проходил большой Тихвинский тракт. По нему перевозилась масса грузов через Петербург, Тихвин, Устюжну, Ярославль. Везли щетину, хлеб, почту, железо, медь, кожи, юфть, холст.

В ближайших к дорожным путям деревнях были устроены постоялые дворы, принимавшие до 50 подвод. Перевозка грузов по Тихвинскому тракту была одним из приработков местных крестьян, которые обычно в зимнее время нанимались с лошадьми в извозчики. На перегонах меняли лошадей. Наиболее активное движение шло по Тихвинскому тракту зимой. Летом почти все грузы переправлялись водным путём.

2020.02.04 5 3

 

По материалам, предоставленным заведующей Сазоновским поселковым
филиалом библиотеки Валентиной Макара,
подготовила Юлия КИСЕЛЁВА.
Фото автора и из архива Сазоновской библиотеки.

 


 

ISKRA vk

ISKRA fb

ISKRA insta

literaturnaya

tix

zdrav

udachi2

do16-ti

serye schy

hram

moshenn