ШЛА ПО МОСТИКУ ВРЕМЕНИ

Старожил из д. Лукинское вспоминает былую деревенскую жизнь и рассказывает о традициях

Трудолюбие – одна из основных особенностей характера Татьяны Александровны Беляевой, её работоспособность, выносливость, терпение отражают широкую душу и судьбу русского народа.

Сегодня Татьяне Александровне 87 лет, за плечами богатый жизненный опыт и, как она отмечает, горькие и сладкие годы.

Родилась наша героиня в обычной крестьянской семье, в которой была седьмым ребёнком и единственной девочкой. Семья осталась без кормильца, которого рано не стало, детям – материнским помощникам трудиться пришлось с малых лет. Сидеть сложа руки было некогда.

Работать Танюша начала с 7 лет. Тогда она пошла «в няньки», сидела с детьми в Избоищах. На дворе стоял 1941 год. В то время никто не думал об оплате, главное, чтобы сытым быть. Голодное время пришло с началом войны, как и многие, семья девочки спасалась картошкой. Когда садили, дети могли её сырой наесться. Картофельные поля были большие, всю выкопать осенью не успевали. Весной собирали промёрзшие клубни, ходили за мхом на болото, делали лепёшки вместо хлеба:

- Мы одного мха, наверно, полболота съели. Сушили его, мололи, потом использовали вместо муки. Сейчас бы нынешнее поколение не стали бы есть такое! – рассказывает Татьяна Александровна. – У мамы была большая бочка, в которую входило 12 вёдер картошки. В неё она складывала сушёные очистки, пенки, образовавшиеся от запекания. Когда запасы заканчивались, мы всё это съедали.

Татьяна окончила 7 классов Красногорской школы. Уже когда её сын ходил в 7-й класс, получила среднее заочное образование в филиале Череповецкой вечерней школы.

- Моя мечта была стать учителем. Но такое время было, что обуть-одеть было нечего. Содержать нас было не на что. Мы были простыми школьниками. Света не было, уроки делали за семейной коптильной лампой. С одеждой беда была. Это сегодня молодые наденут одно, а назавтра – другое. У нас такого не было. Помню, как подобрала старый самотканый пиджак брата из точи, он его бросил носить, – со слезами вспоминает женщина. – Я ходила в нём в школу. Главное ведь было в чём согреться!

Героиня наша – большая труженица. Её сил, энергии, духа и боевого настроя хватило, чтобы освоить многие профессии. После семилетки она работала счетоводом в школе, трудилась на овощной сушилке, на местной пекарне.

Была она рабочей филиала Белокрестского маслозавода, производственный цех которого располагался прямо в деревне.

- Молоко возили с деревень: Олисово, Чикусово, Наумовское, где были свои сепараторные пункты. Мы делали масло, творог, сыр. Вкусовые качества нашего масла тогда тоже очень ценились. Я до сих пор его запах чувствую. Сливки вручную взбивали в 40-литровой бочке. Закрылся наш завод в 60-х годах.

Сельское хозяйство в то время стремительно развивалось. В одном только Лукинском сельсовете было 7 колхозов, название каждого Татьяна Александровна помнит до сих пор:

- В Олисове был колхоз «Знамя труда», в Чикусове – «Красный борец», в Замошье – «Заря», в Никоново – им. Димитрова, Ермолино, Данилково – «Светлый путь», Бабушкино, Морозово, Наумовское – «имени Сталина», в Лукинском – «Коммунар». Работали вручную, но умело. Это сейчас комбайн вышел в поле, у него захват полосы метров 6, а тогда всё своими руками делали: и сеяли, и жали, и собирали.

Будучи комсомолкой, кроме основной занятости, приходилось помогать колхозу.

Прекрасно помнит старожил процесс заготовки льна, продукция из которого считается достоянием нашей области.

- Было посеют его, потом надо выполоть, вытаскать, потеребить, высушить, обколотить головки. Колотить колотушкой садились на ригу. Утром будили часа в 4. А чтобы пряжу получить, труда не меньше прикладывали. Его надо измять, обтрепать трепалом, чтобы никакой костры не было и волокно было чистым. А чтобы ровным оно стало, когда его молотили, расстилали на поле на августовские росы, чтобы он вылежался. Там уже и прясть можно. А уж для изделий была своя не менее сложная технология. Вот каков он, ленок-то!

Тяжёлый ручной крестьянский труд был везде. Мать Татьяны Александровны трудилась на ферме. В её попечении было 25 коров. Каждую нужно было подоить, воды для неё наносить в бочки, сена с поля принести, навоз убрать. Коров пасти пришлось и Татьяне. Иногда неохота было, но мать твёрдо отправляла Таню на пастбище «и так каждое летико».

2020.11.17 6 1Сложно понять, что за десятки лет многое поменялось. Берестяные лапти сменила современная обувь, ручной труд заменили машинами. Помнит Татьяна Александровна уборку хлеба. Её вели жнейкой. Шла лошадь, кося зерновые, а следом шёл человек, собирая снопы. Об этом поётся в русской песне: «В след за жнейкою вязала снопы девка молода». Никакой работы не чуралась Татьяна.

Пришлось ей поработать на почте, где она была сопровождающей, а после – начальником отделения. Отправления возили на лошади из Избоищ. Тогда много выписывали газет и журналов. Почтальон нагружал сумку так, что не снести было, но шёл пешком. Помимо периодики столько открыток и писем доставляли.

- С Олисова ходил почтальон, это 8 км, да там до Котово ещё 2 км. И так ежедневно. Сама часто на лошади ездила за выручкой из магазинов с Наумовского и Олисова. Не было тогда боязни, что кто-то осмелится ограбить. Все жить старались честно. Раньше дорога – грязь одна, хорошо теперь асфальтовая. Вот помню случай, ехали мы с почтой весной перед деревней Мишино. Лошадь ухнула в жижу по самый хомут и завязла. Пришлось распрягать. То место в народе называли «мишинская топь». Доехали до Трухино, там загнали кобылу в реку и давай мыть, – вспоминает старожил.

После был недолгий опыт работы строителем в Новгороде. Тогда возводили магазины. Татьяна была подмастерьем у штукатуров, готовила раствор, носила его вёдрами целый день. Работа тяжёлая, да и на родину тянуло всегда, поэтому она вернулась в деревню.

Приехала и стала заведующей местным культурным учреждением. Участвовала в смотрах и художественной самодеятельности. Работали люди много и отдыхали дружно. В клуб ходили на танцы, пели песни, смотрели кино, музыка была живая. Танцы – не теперешние, когда стоишь на одном месте, топчась и качаясь весь вечер.

- У нас каких только вальсов не было: танго-вальс, фокстроты, разбойный, фигурный, медленный… И петь я люблю! Вот вернуть бы лет 20 назад, так бы я потанцевала. Другой раз музыка играет, хочется до слёз, – делится женщина.

Был в деревне и свой красный уголок (в отдельной избе). Молодёжи было не дождаться вечера, чтоб туда убежать. Там собравшиеся пели под гармонь, от души танцевали – уставали, как вспоминает женщина, больше, чем на работе. А утром снова вставать в ранищу.

Потом Татьяна Беляева 7 лет работала секретарём в местном сельсовете. Имея на руках диплом бухгалтера, после объединения колхозов в 1971 году она устроилась в колхоз «Аврора», где проработала до выхода на заслуженный отдых в 1989 году.

На пенсии она тоже не скучала, 14 лет она возглавляла местную ветеранскую организацию, вела общественную деятельность. При ней при Лукинском ДК был создан клуб «Добрые соседи», который действует вот уже 15 лет. Сейчас в нём 12 участниц. Вместе они отмечают праздники, дни рождения, проводят тематические беседы и вечера.

2020.11.17 6 2Всю жизнь занималась Татьяна Александровна рукоделием: шила, вязала, вышивала. Многое освоено в детстве, навыки получены от матери и женщин-односельчан, которые за вечёрками собирались в одной избе на беседы, взяв с собой рукоделие. Кто с прялкой сидел, кто с вязанием под тусклым светом лампы. Обладает Татьяна Александровна уникальным навыком, по журналам она научилась вязать вилкой (U-образной формы), это позволило создать воздушные ажурные шарфики, палантины и шали, покрывала, но и достаточно плотные изделия. Сейчас, признаётся она, ей уже и иголки не удержать из-за проблем со здоровьем: «Уходит лето, уже не слышно соловья…».

Есть в её семье одна традиция. И связана она с именем Татьяна. По божьей воле и по желанию близких, этим именем нарекают женщин уже не в одном поколении семьи. Стало быть, покровительствует семье великомученица Татьяна. У нашей героини дочь и внучка названы этим именем, вхожие в семью новые женщины также продолжают традицию.

- Нашим поколением пережито многое. Но я ни о чём не жалею. Хочется, чтобы наши дети и внуки стали ближе, добрее и отзывчивее друг к другу!

Дети: сын и дочь звонят и навещают маму по возможности часто, помогая ей по хозяйству, приезжают и внуки, которых трое, и четверо правнуков.

 

Юлия КИСЕЛЁВА.
Фото автора.