БЫЛ РАНЕН В ПЕРВОМ БОЮ

Воспоминаниями о службе в Афганистане делится Александр Павлов из деревни Анишино

Александра Павлова из д. Анишино, как и многих парней 1964 года рождения, призвали в армию в сентябре 1982 года.

2020.02.14 6 3Хотя в то время участие советских войск в Афганской войне было широко известно, место службы ребятам не сообщали до самого прибытия в г. Кушка, что на границе с Афганистаном.

21 декабря восемнадцатилетних новобранцев привезли в г. Шинданд и началась служба в 424 армейском батальоне материального обеспечения. Александра определили во взвод связи водителем радиостанции в составе колонны обеспечения топливом. Батальон поставлял бензин и керосин на аэродром г. Кандагар. Солдатам выдали автоматы с боевыми патронами.

Александр вспоминает, что, когда держали в руках настоящее оружие, то ощущали особенную силу и мощь.

В свой первый рейс Александр отправился 2 января 1983 года в составе колонны из 40 машин. По дороге к Кандагару нужно было проехать много километров вдоль виноградников и садов. Душманы воспользовались растениями как укрытием, по военной колонне стреляли из автоматов, пулемётов и гранатомётов. В первом же рейсе Александр получил пулевое ранение.

- Старший машины скомандовал: «Стреляй», а я даже не понимал как на ходу стрелять. Первый рейс, сразу бой, молодой, необстрелянный. Вскинул автомат и давай лупить очередями без разбора. Два магазина патронов расстрелял. Старший попросил экономить патроны. Третий магазин я поставил на одиночный режим. Затем даже не понял, что случилось, рука повисла плетью, я повалился на двигатель. Думал, руку оторвало, шея вздулась, за спиной стекло вдребезги, осколками изранило спину мне и напарнику. Связист Лёха Кушнерюк сидел на ключе, стучал, сообщая, что попали в сильный обстрел, вызывал вертолёты. В это время перед нами подбили машину, пока БТР её сталкивал с пути, меня вытащили из машины и положили на другую сторону дороги.

Подбежал санинструктор, осмотрел ранение, перевязал, сделал укол. Колонна начала движение. В какой-то момент даже показалось, что меня оставили в этом аду. Кругом страшная стрельба, укрыться негде. Создалось впечатление, что вокруг стреляют по тебе, надежда была только на бронежилет, накинутый на дверь машины. Тогда я слышал, как натуральным образом рвут железо, – вспоминает Александр Михайлович и вновь переживает все эмоции своего первого рейса и того страшного боя на пути в Кандагар.

2020.02.14 6Пуля прошла навылет, но три месяца пришлось провести в госпитале. Солдат регулярно писал родным письма, но лишь по возвращении в свою часть получил пачку ответов от семьи. Сообщать о месте службы и ранении он не мог, но через какое-то время смог приехать в отпуск.

Страшнее первого боя, ранения и боевого крещения, по мнению Александра, уже ничего не было. Через время выработалась привычка к тому, что вокруг стреляют.

Местное население относилось к советским военным поразному. Бывало, деревенские мальчишки стреляли в солдат из рогаток, другие относились более дружественно, частенько ребятишек подкармливали на армейской кухне, а местные пастухи радостно махали вслед колоннам.

В составе батальона обеспечения служили ребята из разных республик Советского Союза: русские, белорусы, украинцы, узбеки...

До сих пор Александр поддерживает армейские знакомства, со многими переписывается в социальных сетях, тесно дружит с Владимиром Морозовым из Сазонова и Виктором Смирновым из Белозерска, с которыми вместе призывались и служили.

Ранение Александра отметили медалью «За отвагу», с гордостью он показывает медаль, учреждённую правительством Афганистана, «От благодарного афганского народа».

А военную форму Александр Михайлович подарил Лукинскому Дому культуры в качестве реквизита для театрализованных постановок. Рассказывать и выставлять себя напоказ он не любит и вспоминает об этой войне только тогда, когда встречается с такими же афганцами.

 

Ольга ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора
и из архива Александра Павлова.