ПОД КРЫЛОМ НАШЕЙ ПАМЯТИ

Своей историей о Пильнецком аэродроме делится наш земляк-краевед Александр Викторович Соболев из Чагоды

2020.09.18 6 2 2020.09.18 6 3 2020.09.18 6 4

ПОЛК НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

К нам на территорию района эскадрилья 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС Балтийского флота прибыла, по всей вероятности, из-под Котлов, когда немцы ближе подошли к Ленинграду.

2020.09.18 6 1- Проходя службу в райвоенкомате и делая запросы на рабочих – вольнонаёмных жителей района, работавших на аэродроме (в частности на Евгению Николаевну Яцевич из Сазонова, если память мне не изменяет, она работала буфетчицей в лётной столовой), узнал, что наш аэродром по документам архива значился Котловским отделением, – рассказал краевед, житель п. Чагода Александр Соболев. – На железнодорожной станции Огарёво, кроме военно-технического склада №2223, размещался фронтовой инженерный склад №2575 (в/ч-37287). Его отделение находилось на железнодорожной станции Хотцы Хвойнинского района Новгородской области. На нём также работали вольнонаёмные сазоновские женщины Клавдия Александровна Шабурина (бухгалтер-кассир) и Лидия Васильевна Богданова. Начальником склада был инженер-майор Таруц. Здесь также трудились Николай Макарович Туманов из д. Ерохово, который был плотником и кладовщиком, и Павел Васильевич Кириллов из Сазонова. Он работал электриком.

Эскадрильи авиаполка повидимому были размещены на разных аэродромах, расположенных ближе к зоне ответственности военных действий. С нашего аэродрома обслуживалось тихвинское направление. 8 ноября 1941 года был взят немцами г. Тихвин.

По собранным материалам учащихся Сазоновской областной санаторной школы-интерната, известно, что наш земляк Владимир Васильевич Клоков, родом из д. Паник, был главным штурманом 57-го авиационного полка, первым в 1941-м году посадил самолёт на Пильнецкий аэродром.

На заслуженном отдыхе Владимир Клоков жил в Краснодаре. Владимир Васильевич был гостем школы и рассказывал о своём боевом пути. За подвиги награждён 9 правительственными наградами, в том числе орденом Ленина. Совет музея вёл с ним переписку. Он рассказывал ребятам, что был соавтором книги «Крылья Балтики». В музее санаторной школы было собрано много фотографий, писем, воспоминаний с фронта. Всё это было оформлено в альбом «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИОННОГО ПОЛКА

(по материалам центрального Военно-Морского архива)

57-й скоростной бомбардировочный (затем штурмовой) авиаполк ВВС Балтийского флота был сформирован в 1938 году на базе 46-й и 47-й авиаэскадрилий.

Его экипажи участвовали в боях в период финляндско-советского вооружённого конфликта 1939- 1940-х гг. Большинство личного состава было награждено орденами и медалями, были и Герои Советского Союза.

Война застала полк в Эстонии, в срочном порядке пришлось менять место расположения аэродромов (в первый день войны они подверглись массовой бомбардировке противника).

В начале Великой Отечественной войны им командовал полковник Е.Н. Преображенский (с июня 1940 г.), с августа 1941-го – полковник Ф.А. Морозов, с ноября 1942-го – майор М.Н. Хроленко, с сентября 1943 г. – майор А.А. Карасёв, с января 1944 г. – подполковник А.Е. Мазуренко.

В первый год войны полк действовал в основном по сухопутным целям, наносил удары по аэродромам, войскам и технике врага, подавлял артиллерию обстреливающую Ленинград, вёл разведку. С мая 1942 года экипажи вылетали на бомбардировку военно-морских баз, портов, кораблей и плавсредств противника в Финском и Рижском заливах, Балтийском море.

Во время операции по прорыву блокады Ленинграда 57-й штурмовой авиаполк был в числе ударных сил авиации. 12 января 1943 года штурмовики нанесли мощные удары по войскам и огневым точкам фашистов. Они успевали сделать по 3-4 боевых вылета за короткий зимний день.

За отвагу, стойкость, мужество, дисциплину и организованность приказом народного комиссара Военно-Морского Флота 1 марта 1943 года 57-й штурмовой авиационный полк преобразован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Это повысило боевой настрой лётчиков.

Стремясь оправдать высокое звание гвардейцев, 20 марта 1943 года полк под руководством командира майора Хроменко нанёс один из мощных своих ударов по самолётам противника на аэродроме Котлы. Гитлеровцы, очевидно, не ждали нашей авиации. Штурмовики с двух заходов уничтожили весь аэродром и самолёты Ю-88, находящиеся у взлётной полосы. 31 мая 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования при прорыве блокады Ленинграда и при полном освобождении города и области полк награждён орденом Красного Знамени.

Вместе с частями Советской Армии и кораблями полк продвигался на запад. За активное участие в освобождении от врага территории Эстонской ССР и её столицы Таллина приказом Верховного Главнокомандующего 22 октября 1944 года ему присвоено почётное наименование Таллинский. В конце войны полк получил ещё одну награду – орден Ушакова II степени (указ Президиума Верховного СССР от 20 апреля 1945 года). На ту пору он значился как 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный Таллинский Краснознамённый ордена Ушакова полк военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота (с 1948 года переименован в 87-й гвардейский истребительский).

 

В ТЕМУ:

С Пильнецкого аэродрома в конце 1941 года поднимались бомбардировщики для нанесения ударов по фашистским войскам, двигавшимся по шоссейной и железной дороге Будогощь-Тихвин, а также истребители немецких самолётов, несущих бомбы в сторону Череповца и Вологды. Лётчики обеспечивали воздушное прикрытие наступавшей на Тихвин пехоте.

 

ИЗ ДЕТСКОЙ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА СОБОЛЕВА

В начале 1960-х годов, будучи уже школьниками, мы, леспромхозовская «шантрапа», повадились на раскопки на место падения во время войны нашего бомбардировщика.

Вероятно, он упал поздней осенью 1941-го года. Взлетев с аэродрома д. Пильно в вечернее время и, взяв курс на Тихвин, по неизвестным причинам (возможно, диверсия) в полёте загорелся. Как утверждали свидетели, среди которых были мои родители, самолёт летел весь объятый пламенем в сторону железной дороги. Экипаж при взлёте с аэродрома ещё не успел набрать высоту, поэтому над Леспромхозом летел низко. Учитывая то, что он нёс бомбовой запас, то лётчики старались как можно дальше увести самолёт от посёлка. Он упал и взорвался на своих бомбах в каких-то 300 м от нефтебазы, рядом с Чёрным ручьём!

По воспоминаниям очевидцев, там, где упал самолёт, от лётчиков практически ничего не осталось, одни лишь унты, – рассказал Александр Викторович Соболев. – Вооружившись металлическими щупами, мы обследовали место вокруг воронки. Она долгие годы не затягивалась дёрном. Нашими находками были пулемётные патроны и осколок от авиационной бомбы. Под дёрном было множество расплавленных и застывших алюминиевых капель от корпуса и крыльев самолёта.

В начале 1970-х годов местная детвора на берегу Чёрного ручья под кочкой или валёжиной обнаружила 50-килограммовую (возможно, 100-килограммовую) авиабомбу. Они её обложили ветками сушняка и бересты и отправили одного товарища домой за спичками…

К счастью, кто-то из взрослых предотвратил возможную беду. Милицией было выставлено оцепление, вызваны сапёры. С их прибытием авиабомба была уничтожена недалеко от места находки в карьере.

 

Юлия КИСЕЛЁВА.
Фото из открытых источников.