УМ, СЕРДЦЕ И ДУША ЧАГОДЫ

Эссе

У каждого человека есть свои символы малой родины.

2020.05.26 7 2

Для меня это три объекта на территории посёлка Чагода, связанные между собой незримыми нитями: старая школа, стеклозавод и храм – ум, сердце и душа Чагоды.

Деревянное здание Чагодской средней школы, что находится по адресу: улица Школьная, д. 15, является центром архитектурного ансамбля старой Чагоды. С недавних пор оно закрыто и необитаемо, и всякому приезжему человеку до него и дела нет, но большинство чагодощенцев знают, что судьба его уникальна. Тысячи людей побывали здесь. Сначала это были школьники – первое поколение нового посёлка стеклоделов, основанного в 1926 году. Повзрослев, они прославили свою малую родину ударным трудом на стеклозаводе, к проходной которого прямо от школьного порога ведёт дорога.

2020.05.26 7 1В марте 1942 года в здании старой школы разместился эвакогоспиталь № 2715 Волховского фронта на 600 коек. Обслуживающим персоналом госпиталя стали местные жители, которые ухаживали за больными, стирали бельё, мыли полы в палатах, заготовляли дрова, работая нередко целыми сутками. Военврач госпиталя А.И. Поладова, которой в 1942 году было всего 23 года, вспоминает: «Помню, один раз эшелон привёз в госпиталь сразу 603 человека раненых, в том числе 120 человек с переломами бёдер, которые поступили в первое отделение, где начальником была я. В течение трёх суток обрабатывали, мыли, гипсовали, а спали урывками, сидя у перевязочных столов. Сколько было спасённых жизней!».

Школьники в своих классах теперь не учились, они показывали концерты, читали вслух книги, писали письма родным под диктовку раненых, приносили им подарки. А некоторые раненые когда-то сидели здесь за партой. Вот что пишет в своих воспоминаниях о пребывании в Чагодском госпитале старший лейтенант Тугов: «В период Великой Отечественной войны на фронте я был трижды ранен. Лежал на излечении в ряде госпиталей. Но госпиталь № 2715 остался в памяти навсегда. Здесь я лечился в октябре-декабре 1944 г. Лежал в палате, где я учился».

После войны, вплоть до 1993 года, в школе опять звенел звонок и раздавались голоса учеников, среди которых подрастал будущий стекловар, постигший тайны ремесла на Чагодощенском стеклозаводе, а затем ставший директором Смердомского, – Валентин Фёдорович Варзин. В этой школе, в маленькой учительской, после уроков я проверяла тетради своих учеников.

В 1993 году в стенах бывшей школы разместился «Центр истории и культуры Чагодощенского района». Её коридоры стали выставочными залами, а в классах разместились музейные экспозиции. Жители района встречались здесь с замечательными художниками, поэтами, музыкантами. В этих стенах проходили научные конференции и творческие презентации. Здесь собирались местные поэты, которых в 2000 году мне удалось объединить в ЛИТО «Полевые цветы».

Один из музейных залов был полностью посвящён истории Чагодощенского стеклозавода, строительство которого началось в 1926 году, потому что Северо-Западный регион и город Ленинград остро нуждались в оконном стекле, которое мог дать только новый стекольный завод, оснащённый механизированной технологией производства стекла. Его спроектировал знаменитый ленинградский архитектор Ной Абрамович Троцкий вместе с рабочим посёлком, улицы которого, словно артерии к сердцу, примыкали к градообразующему предприятию. Чагодощенцы всегда гордились своим заводом. Слава о нём гремела далеко за пределами СССР. В декабре 1945 года, когда страна поднималась из руин, один за другим выходили из ворот предприятия железнодорожные составы, гружённые оконным стеклом. Завод отправлял свою продукцию в Ленинград, Новгород, Великие Луки, Мурманск, Петрозаводск и другие города.

На заводе постоянно велись работы по усовершенствованию оборудования, проводились реконструкции с целью расширения производства. В 1971 году около четырёхсот заводчан были награждены медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». За 1971 год завод дал стране 16795900 кв. м листового стекла. 7 мая 1971 года машинисту машин ВВС Алексею Алексеевичу Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Большая группа рабочих была награждена орденами и медалями. В 70-е годы 20-го столетия листовое стекло поставлялось в 17 стран, а специалисты из Чагоды ездили за рубеж обучать стекольному делу иностранцев. И среди них находился тот самый В.Ф. Варзин, о котором написано выше.

Благодаря меценатству Валентина Фёдоровича, в центре Чагоды, между старой школой и стеклозаводом вознёс к небу на 32-метровую высоту десять сияющих золотом крестов деревянный православный храм прпмч. Евфросина Синозерского, который поистине является жемчужиной стекольного края: по красоте ему нет равных в Череповецкой епархии. Храм этот был назван Владыкой Максимилианом Вологодскими Кижами и стал душой Чагоды.

23 февраля 2012 года на колокольню нового храма Евфросина Синозерского были подняты и повешены 9 именных колоколов: первый – самый большой (благовест весом 420 кг), был отлит тщанием В.Ф. Варзина, второй (220 кг) – на пожертвования Чагодощенского стеклозавода, третий (110 кг) – Павла Родичева, четвёртый (62 кг) – Юрия и Ларисы Синозерских, пятый (46 кг) – на средства Татьяны Цветковой из Чагоды, шестой (32 кг) – Ольги Николаевны Николаевой, 96-летней старицы со станции Кабожа Новгородской области, седьмой (16 кг) – Александра Аверина из Чагоды, восьмой (8 кг) – Геннадия Мишина и девятый (6 кг) – Татьяны Корниловой из Чагоды.

И с тех пор серебряный перезвон колоколов звучит над Чагодой во дни печали и радости, напоминая людям о том, что не хлебом единым жив человек, заставляя задуматься о быстротечности жизни и напоминая о её духовных ценностях.

 

Светлана ДУРЯГИНА,
п. Чагода.