ЧАГОДСКИЕ СЕМАФОРЫ

Объекты культурного наследия с электрожезловой тягой

Единственные на Северо-Западе России семафоры с электрожезловой тягой расположены в Чагодощенском районе, который находится на самой западной окраине Вологодской земли.

2020.06.09 6

Словно безмолвные часовые с огромными крыльями-руками, открывают они дорогу всем проходящим поездам. И днём, и ночью, невзирая на жару и холод, несут свою важную вахту.

Семафоры и «жезловка» были основным видом сигнализации на железных дорогах России вплоть до 1950-х годов. В Чагоде в прекрасном состоянии действуют семафоры конструкции 1930-х годов, на локомотивы, как в старину, передаются сигнальные жезлы.

Семафоры в Чагоде собирают вокруг себя множество туристов, любителей путешествовать под равномерный стук вагонных колёс с неизменными атрибутами железной дороги: громкоговорителями на вокзалах, чаем в железных подстаканниках и самыми классными вторыми полками в купе, откуда весь окружающий мир выглядит совсем по-другому.

Появление чагодощенских семафоров связано с эпохой больших советских строек, когда появился Чагодощенский стекольный завод, производивший оконное стекло. Его продукция железнодорожными составами отправлялась во все уголки Советского Союза и в более семидесяти стран ближнего и дальнего зарубежья.

В то легендарное время, под комсомольские песни, семафоры трудились не покладая рук – больших металлических стрел. Все машинисты знали тогда и знают сейчас, что когда под углом 135o к мачте подняты два крыла, то путь поезду открыт, а вот если поднято одно крыло под углом 90o, то тогда состав должен остановиться. Семафоры всегда располагаются парами, когда один открывает проезд, другой не даёт проходить составам с противоположной стороны, чтобы не допустить столкновения составов. Управляет семафорами с помощью специального троса стрелочник на железнодорожной станции.

Блестящие бесконечные рельсы соединяют в Чагоде пару семафоров, и проносятся мимо под стук колёс месяцы, годы, десятилетия…

Железная дорога – это дорога жизни, особенно в годы войны. Когда в 1941 году фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, потребовались новые железные дороги. По ним везли на фронт боеприпасы, одежду, продукты питания…

18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки от ст. Чагода до ст. Кабожа длиною 48,5 км. Новая ветка соединила две железные дороги – Северную и Октябрьскую. Это разгрузило Вологодский железнодорожный узел и открыло кратчайший путь из Москвы к Ленинградскому и Волховскому фронтам.

«Дорога на костях», – так иногда называют эту железнодорожную ветку. Условия труда и быта строителей были очень тяжёлыми: скудное питание, холодная и непрочная одежда и обувь, изнурительная работа, суровые морозы до 30 градусов и ниже. Несмотря на все эти трудности, железнодорожная ветка Чагода-Кабожа была сдана в эксплуатацию.

В 1942 году по участку дороги ЧагодаКабожа пропускалось до 20 поездов в сутки, эта дорога имела очень большое значение в военное время.

Победа принесла с собой новые заботы и новые традиции. Стекольная промышленность развивалась, составы с оконным стеклом и стеклотарой отправлялись в свой далёкий путь с железнодорожной станции Чагода. Многие помнят, как доброй традицией среди выпускников средних школ стало в выпускной, в первые часы рассвета, приходить к станции и разбивать «на счастье» тарелки на железнодорожных путях, словно давая дорогу уходящему в дальнее плаванье новому кораблю.

Со временем пассажирских поездов становилось всё меньше. Железнодорожный вид транспорта и сегодня вытесняется автомобильным, но множество людей, как и прежде, не мыслят свою жизнь без железных дорог.

Неоднократно чагодощенские семафоры становились участниками исторических фильмов, съёмки которых осуществляло Всероссийское общество любителей железных дорог.

Была ещё одна пара таких семафоров в районе, она располагалась в местечке Старое Огарёво. Местные жители вспоминают, как буквально в течение одного дня семафоры были демонтированы и увезены в Санкт-Петербург. Теперь они входят в состав экспозиции Музея железных дорог России.

В память о военной эпохе, истории тех легендарных лет, в Чагоду 3 мая 2015 года прибыл на железнодорожную станцию под клубами пара настоящий военный паровоз. Тысячи людей вышли на перрон с цветами и знамёнами, как в победном 1945-м они приветствовали воинов-освободителей и несли в руках транспаранты. Этот проект показал, что любовь к истории нашей страны, к железным дорогам – безгранична, а настоящий паровозный гудок в состоянии разбудить в каждом чувство патриотизма и гордости за Россию.

В 2017 году, согласно Приказу Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 188-О от 11.07.17 г., «семафоры входные двукрылые с приводом и оснасткой, устройства электрожезловой системы сигнализации» включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Могучие семафоры, видавшие многое на своём жизненном веку, и в настоящее время приносят огромную пользу и являются легендарным символом нашей малой родины. Тысячи составов идут по железнодорожным путям:

- Добро пожаловать! – сияют ярко семафоры.

- Счастливого пути! – машут они огромными руками-крыльями уходящим вдаль поездам.

 

В Чагодощенском районе завершается муниципальный этап регионального творческого конкурса «Символы малой Родины».

Напомним, что конкурс стартовал в январе во всех районах Вологодской области, по его результатам будет выпущен альманах «Символы малой Родины Вологодской области».

Итоги районного этапа конкурса будут подведены 12 июня, в День России. Именно в этот день в 12:00 откроется онлайнвыставка творческих работ участников конкурса, которая будет проходить на площадках групп социальной сети ВКонтакте «Культура Чагодощенского района» и «Центральная библиотека МБУ «Чагодощенская ЦБС».

Лучшие работы конкурса будут представлять в областной столице нашу любимую малую родину – Чагодощенский район.

 

Елена РАННЕЛЬ
с использованием данных сайта
https://rusbestrailways.ru/ru/railway/
https://rusbestrailways.ru/ru/railway/semafory-v-vologodskoy-glushi