СВОЕЙ СУДЬБЫ ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ

К 80-летию Юрия Константиновича Митрошкина

Скупой на слова и жесты, сдержан в эмоциях, ровен и суховат одинаково в общении со всеми.

2020.05.15 4

Однако, столь однобокая оценка личности Юрия Константиновича Митрошкина была бы несправедливой.

Вся его биография говорит о том, что он человек целеустремлённый, профессионал своего дела, любит всё доводить до конца, ценит дружбу, умеет быть благодарным.

Он – высокоталантливый профессионал-музыкант. Он из разряда тех людей – «непрактичных граждан», помешанных на музыке, поменявших бытовое благополучие на песенную мелодию, звуковую гармонию…» (Э. Кириллова «Вологда музыкальная. Век XX»). Обладая сильным и красивым голосом, он не стал оперным певцом. Хотя он имел приглашение, будучи ещё студентомзаочником второго курса института культуры им. Крупской. Он репетировал арию Алеко из оперы «Алеко» и его услышал оперный певец, народный артист РСФСР Н. И. Кривуля и тут же предложил петь в Ленинградском малом оперном театре. А Юрий Константинович отказался, потому что все его дальнейшие творческие планы уже связаны с Чагодой, где у него семья и в ней две дочки. И вот уже десятки лет Юрий Константинович Митрошкин, этот могучий и преданный пропагандист хорового искусства, служит в нашем районе.

В искусстве не говорят «работает», говорят «служит». И это служение началось давно. Уже на IV курсе музыкального училища Юрий одновременно преподавал уроки пения в школе №19 г. Вологды и создал школьный хор учащихся. На городском конкурсе школьной самодеятельности хор занял первое место. В характеристике ему записали: «Такого учителя пения желала бы иметь каждая школа».

После окончания училища ему предложили многие районы на выбор. Но он попросил направление в Чагоду. В районе уже была музыкальная школа в Сазонове. Митрошкин замыслил открыть ещё одну – в Чагоде. Большую долю забот взял на себя Чагодощенский стеклозавод, его директор В. И. Дятко: дали помещение, закупили некоторые инструменты. С финансами и кадрами вопрос решали в отделе культуры. Но главным «двигателем» в открытии школы был, конечно, Юрий Константинович. Он незамедлительно, опережая время, взялся за формирование состава будущей хоровой капеллы. На базе двух музыкальных школ она и родилась. В 1971 году её в районе уже знали как «народная любительская капелла». Первое выступление её перед зрителем состоялось 11 января 1963 года.

70-е годы были плодотворными в развитии хорового пения. В обеих средних школах Чагоды были хоры. Росло из года в год количество обучающихся в Чагодской музыкальной школе, и её наиболее успешные выпускники отправлялись учиться в музыкальные училища области.

К началу 70-х народная хоровая капелла уже насчитывала более 40 участников, в её репертуаре было более 60 произведений русских, советских и зарубежных композиторов. В 1973 году капелла участвовала во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности в г. Ленинграде. И вернулась с дипломом лауреата смотра. Эти достижения – результат работы музыканта Юрия Константиновича Митрошкина, незаменимого концертмейстера-баяниста Николая Фёдоровича Богатырёва. Юрий Константинович удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» в 1977 году, а Николай Фёдорович – «Заслуженный работник культуры РФ». Позднее, уже в 90-х годах достойное место в деле музыкального просветительства занял народный коллектив хора ветеранов под руководством Ливии Николаевны Митрошкиной. Эти три музыканта – супруги Митрошкины и Николай Фёдорович Богатырёв, три заслуженных работника культуры продолжают и сегодня нести в массы чистоту звука и высокий музыкальный вкус.

В 1980 году Юрий Константинович получает направление на должность директора областной филармонии. Семья переезжает в Вологду. Ему вспоминается невольно 1968- й год, когда Г. Соболев пригласил его в гастрольную поездку по области. Он должен петь арию старого цыгана в опере «Алеко» вместо заболевшего певца. Эти гастроли – небольшой опыт работы в филармоническом коллективе стал для него хорошей школой. На службу в филармонию была принята и Ливия Николаевна. Она участвовала во многих театрализованных концертах. Её сольные программы «сродни выступлению камерного музыкального театра» (Э. Кириллова «Вологда музыкальная. Век XX»). Но программа русского романса стала одной из любимых для Ливии Николаевны и самой востребованной из всех её сценических выступлений.

Юрий Константинович после филармонии ещё пять лет набирался опыта, работая директором областного научнометодического центра. Здесь изучали и обобщали опыты и практики возрождения народной культуры во всех её проявлениях. В поездках по стране он многое увидел и взял для своей будущей работы в Чагоде.

Они вернулись в 1992 году и поняли: их здесь ждут! В голове у Юрия Константиновича уже был готовый проект создания многопрофильного Центра истории и народной культуры. Этот проект, как и многие прежде, Юрий Константинович начинал «с нуля». И ни минуты сомнений, что дело будет сделано. Его поддержали и помогли В. Н. Петров, тогда глава района, энтузиаст-краевед Василий Гаврилович Рогушков, мечтавший о большом районном музее, и другие. И вот мы видим, что музей живёт и развивается. Продолжают звучать хоры во всех Домах культуры. Не пустуют классы детской школы искусств. Но уходит поколение энтузиастов, сохранявших советское культурное наследие. Кто встанет в эти ряды далее и возьмёт эстафету в свои руки? И это очень волнует нашего юбиляра.

Живите долго, Юрий Константинович, творите и дальше добрые дела.

 

Екатерина СЕРГЕЕВА.
Фото предоставлено автором.