Об актуальных вопросах. Декабрь 2021 года

Прокуратура Чагодощенского района об актуальных вопросах


Основания помещения ребенка в организацию для детей-сирот.

К организациям для детей-сирот в соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ относятся образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Помимо смерти родителей, дети могут остаться без их попечения в следующих случаях:

- лишения родителей родительских прав или ограничения в родительских правах;

- признания родителей недееспособными;

- болезни родителей;

- длительного отсутствия родителей;

- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, иных аналогичных организаций;

- при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

- в других случаях отсутствия родительского попечения.

Также дети могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот, если родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительной причине не в состоянии исполнять свои обязанности в отношении детей.

Выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, их учетом и устройством в организации для детей-сирот занимаются органы опеки и попечительства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в организации для детей-сирот, если невозможно сразу устроить ребенка в семью, в том числе установить предварительную опеку или попечительство над ним. Пребывание в таких организациях предполагается временным, до решения вопроса об усыновлении детей, установления над ними опеки, попечительства, устройства в приемную либо патронатную семью.

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот на период, когда законные представители по уважительной причине не в состоянии исполнять свои обязанности, осуществляется по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет, на основании соглашения, заключаемого между органом опеки и попечительства, организацией для детей-сирот и законным представителем ребенка.



Особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних

Действующим законодательством предусмотрен ряд льгот содержащимся под стражей женщинам и несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Порядок и условия содержания под стражей, в том числе для указанной категории лиц, установлены Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189.

Этими правовыми документами определено, что заключенным под стражу женщинам и подросткам создаются улучшенные материально-бытовые условия. Несовершеннолетние содержатся с несовершеннолетними, женщины отдельно от мужчин.

Несовершеннолетние размещаются в маломестных камерах на 4 - 6 мест, расположенных в отдельных корпусах, секциях или на этажах режимных корпусов с учетом их возраста, физического развития, педагогической запущенности.

Беременные женщины и женщины, имеющих при себе детей в возрасте до 3-х лет, размещаются в специально оборудованных камерах, расположенных в отдельных режимных корпусах или изолированных отсеках режимных корпусов. Камеры оборудуются одноярусными кроватями.

Камеры, в которых содержатся подростки и женщины, в обязательном порядке оборудуются холодильником и телевизором.

Для несовершеннолетних, а также для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, устанавливаются повышенные нормы питания.

Они вправе получать посылки и передачи без ограничения их количества и веса, тогда как для остальных лиц норма лимитирована 30 кг. в месяц.

Продолжительность ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, не ограничена во времени. Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Для всех остальных категорий лиц – один час.

Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для самообразования, с ними проводится культурно-воспитательная работа, им оказывается социальная и психологическая помощь, а также помощь в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования. Им разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках.



Разъяснения Верховного суда Российской Федерации.

В целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, Верховным Судом Российской Федерации подготовлен обзор наиболее актуальных вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2020 - 2021 годах.

В Обзоре содержатся, в том числе, следующие выводы:

- потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге;

- подрядчик, принявший от заказчика полностью или частично оплату работ, не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор подряда не был заключен;

- туроператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от условий агентского договора и исполнения их турагентом;

- возмещение (полное или частичное) потребителю стоимости утраченного при перевозке товара не является основанием для отказа в компенсации морального вреда;

- односторонний отказ исполнителя от исполнения публичного договора возмездного оказания услуг в отсутствие нарушений со стороны потребителя не допускается.



Участие в создании фирмы-однодневки уголовно наказуемо.

Под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения легальной предпринимательской деятельности.

В большинстве случаев, фирмы-однодневки создаются для участия в финансовых схемах, которые сводятся к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных незаконных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто фактически не соответствует действительности.

Как правило, с целью ухода от ответственности истинный выгодоприобретатель, пытается зарегистрировать фирму на другое лицо, на так называемого «номинального» директора, который зачастую лишь предоставляет возможность воспользоваться своими документами для регистрации юридического лица, и в дальнейшем числится как руководитель данного юридического лица.

В таких случаях уголовная ответственность грозит обоим участникам «сделки». Так, частью 1 ст. 173.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах. Наказание по данной статье предусмотрено до 3 лет лишения свободы.

Для «номинала» же ответственность предусмотрена частью 1 ст. 173.2 УК РФ - образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах). За совершение данного преступления грозит наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет.



Уголовная ответственность за неуважение к суду.

Текстнеуважением к суду является оскорбление участников судебного разбирательства, а именно секретаря судебного заседания, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в установлении правосудия, которое выражено в демонстративной форме и действия лица направлены на унижение чести и достоинства указанных лиц и тем самым подрывающие авторитет судебной власти.

Уголовный закон предусматривает наказание за совершение данного преступления по ч. 1 ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, арест на срок до четырех месяцев, по ч. 2 ст.297 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.



Предусмотрено право заемщика отказаться от дополнительной услуги, в том числе после заключения договора потребительского кредита (займа).

1 декабря 2021 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 02.07.2021 № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с внесенными изменениями закреплено право заемщика отказаться от дополнительной услуги даже при даче согласия на ее оказание при предоставлении потребительского кредита (займа).

Так, в соответствии с частью 2.7 статьи 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагается дополнительная услуга, оказываемая кредитором и (или) третьим лицом, информация о которой должна быть указана в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа), условия оказания такой услуги должны предусматривать:

1) стоимость такой услуги;

2) право заемщика отказаться от такой услуги в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание посредством обращения к лицу, оказывающему такую услугу, с заявлением об отказе от такой услуги;

3) право заемщика требовать от лица, оказывающего такую услугу, возврата денежных средств, уплаченных заемщиком за оказание такой услуги, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения лицом, оказывающим такую услугу, заявления об отказе от такой услуги;

4) право заемщика требовать от кредитора возврата денежных средств, уплаченных заемщиком третьему лицу за оказание такой услуги, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения третьим лицом заявления об отказе от такой услуги, при неисполнении таким третьим лицом обязанности по возврату денежных средств заемщику.

Кроме того, внесены изменения в статью 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (условия договора потребительского кредита (займа).

Установлен запрет на закрепление в договоре условия, предусматривающего наличие на банковском счете, который по условиям договора потребительского кредита (займа) используется для осуществления операций, связанных с исполнением обязательств по договору потребительского кредита (займа), неснижаемого остатка денежных средств и (или) суммы, достаточной для погашения очередного платежа, предусмотренного договором потребительского кредита (займа), в день, не являющийся днем совершения очередного платежа, предусмотренного договором потребительского кредита (займа).



Административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.

Частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира.

Исходя из императивных требований к объективной стороне правонарушения по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, законодатель предусмотрел для данного правонарушения санкцию в виде конфискации оружия добывания животных.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию животного мира, а использование объектов животного мира – это изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Понятие, виды, способы и условия пользования животным миром определены главой 5 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», исходя из положений чего, пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Согласно ст. 40 указанного Федерального закона пользователи животного мира обязаны: осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; применять при использовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания.



Особенности проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

С 09.09.2021 вступило в силу постановление Правительства РФ от 08.09.2021 №1520, которым утверждены особенности проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с вышеназванным Постановлением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

- в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- при формировании на 2022 год планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 и планов проведения плановых проверок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в ежегодные планы не включаются.

При этом предусмотрен ряд исключений. Например, указанные особенности не распространяются на плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у контрольного (надзорного) органа, органа государственного контроля (надзора) информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет.



Об ужесточении уголовной ответственности за контрабанду, незаконный оборот оружия и взрывчатки.

01.07.2021 в Уголовный кодекс РФ внесены изменения в статью 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов».

Усилена ответственность за контрабанду ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных и иных веществ и предметов, совершенную группой лиц по предварительному сговору.

В случае обнаружения оружия, боеприпасов гражданам необходимо незамедлительно обратиться в органы внутренних дел и добровольно сдать указанные предметы.

В случае добровольной сдачи любых предметов вооружения, гражданин освобождается от уголовной ответственности.

Гражданам, обнаружившим взрывные устройства (гранаты, мины, снаряды или любые другие устройства), предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву, не стоит приближаться к находке и брать ее с собой, для того, чтобы сдать в полицию. Необходимо сообщить об опасной находке в полицию.



Упрощен порядок получения отдельных социальных выплат.

Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. № 409-ФЗ приняты поправки, упрощающие порядок выплаты Пенсионным фондом России компенсации страховой премии инвалидам по договору ОСАГО. С этой целью будут использоваться сведения из соответствующих государственных информационных систем.

Законом уточнен порядок предоставления пособий гражданам, имеющим детей и не подлежащим обязательному социальному страхованию, выплат жертвам репрессий, а также гражданам, пострадавшим от аварий на Чернобыльской АЭС и на производственном объединении «Маяк», от испытаний на Семипалатинском полигоне.

Прописан переход на предоставление мер соцподдержки по принципу «единого окна». За Пенсионным фондом России закреплены полномочия по оказанию социальной поддержки.

До 1 января 2022 года приостановлено действие норм о том, что величина прожиточного минимума на душу населения в целом по России на очередной год устанавливается Правительством РФ до 1 июля и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. На 2022 год показатель устанавливается Законом о федеральном бюджете.

Новые законоположения начнут действовать с 1 января 2022 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок. Урегулированы вопросы применения новых норм.



Утвержден список жизненных событий, дающих право на получение мер социальной защиты

Для получения гражданами возможности оформления социально значимых услуг в электронном виде государством принимаются меры по формированию удобной цифровой среды.

С этой целью создана и функционирует Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

В соответствии с Положением о ЕГИССО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2021 № 1342, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации определен перечень жизненных событий, наступление которых дает гражданам право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных гарантий и выплат. Прописаны сроки вступления в силу данного правового документа.

Так, в отношении таких событий, как рождение ребенка, установление инвалидности, достижение пенсионного возраста, достижение ребенком определенного возраста и беременность приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

С 1 января 2023 года действие приказа будет распространено на такие события, как присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение, статуса многодетной семьи, а с 1 января 2024 года – на случаи установления опеки и потери кормильца, создания молодой семьи.



Граждане и организации смогут получать больше услуг в электронной форме

С 2022 года более 100 региональных услуг граждане и организации смогут получать на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Соответствующее постановление принято Правительством РФ 13 декабря 2021 г.

Речь идет об услугах, которые ранее были доступны только на региональных порталах или сайтах органов власти либо вообще не предоставлялись в электронной форме. В их числе назначение ряда пособий на детей, регистрация прав на недвижимость, прием деклараций по налогу на доходы физических лиц, получение различных лицензий и разрешений, предоставление выписки из государственного лесного реестра, проведение технического осмотра самоходных машин и других видов техники.

Кроме того, регионы смогут разместить на ЕПГУ дополнительные услуги. Например, услуги по аттестации педагогов региональных, муниципальных и частных школ, признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставлению бесплатного жилья, согласованию перепланировки в квартире, выдаче разрешений на капитальное строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Постановление принято в целях реализации отдельных норм Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».



В целях защиты прав граждан и противодействия преступности расширены полномочия полиции.

Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ приняты поправки, направленные на совершенствование правовых основ деятельности полиции.

Так, полиции предоставлены дополнительные полномочия, необходимые для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В частности, сотрудники полиции наделены правом проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления и (или) скрывающихся с него, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление. Сотрудники полиции вправе в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях осматривать место происшествия, местность, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также вскрывать транспортные средства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, сотрудникам полиции предоставлены полномочия по обозначению мест совершения преступлений, административных правонарушений, мест происшествий, мест проведения публичных и массовых мероприятий, территорий и объектов, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, а также по осуществлению временного ограждения указанных мест и объектов.

Уточнен порядок действий полиции в границах оцепления (блокирования). Так, в случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).



Президентом России утвержден четырехлетний Национальный план по борьбе с коррупцией

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы.

Планом предусмотрены меры по совершенствованию системы антикоррупционных запретов и ограничений, правовому регулированию ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов, а также по предотвращению конфликта интересов.

Регламентирован порядок реализации мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики. Прописаны способы совершенствования правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, повышения эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.

Поставлены задачи по борьбе с новыми формами проявления коррупции, связанными с использованием цифровых технологий. Определены ответственные за исполнение плана государственные органы и организации, установлены сроки исполнения плановых мероприятий.

Указ вступил в силу со дня его подписания.



Особенности регулирования труда несовершеннолетних.

Вопросы выполнения подростками трудовой функции урегулированы международными правовыми нормами и национальным законодательством.

В статье 32 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, сказано, что государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

В этих целях государства-участники устанавливают минимальный возраст для приема на работу, необходимые требования к продолжительности рабочего дня и условиям труда, виды ответственности для обеспечения соблюдения трудовых прав.

Эти положения нашли свое отражение в российском законодательстве. Прежде всего, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, провозглашено в статье 37 Конституции РФ.

В Трудовом кодексе РФ труду несовершеннолетних посвящена целая глава 42. В ней установлен ряд особенностей правового регулирования труда подростков, из-за чего работодатели неохотно принимают таких работников. Однако детский труд может быть полезным, например, на сезонных работах, а порой даже незаменим, к примеру, в кино, театре, цирке, концертных организациях.

Для детей установлены особые правила трудоустройства, осуществления ими трудовой деятельности и прекращения трудовых отношений с ними.

Прием на работу несовершеннолетних по общему правилу допускается по достижении ими возраста 16 лет. Заключение трудового договора с более раннего возраста возможно с соблюдением дополнительных условий. Так, 15-летние подростки могут заключать договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, в свободное от учебы время. На таких же условиях смогут работать 14-летние дети, но только с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства (ст. 63 ТК РФ).

Запрещается применение труда несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями, на подземных работах и там, где может быть причинен вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, а также связанная со спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лиц, не достигших 18-летнего возраста, нельзя привлекать к работам по совместительству, выполняемым вахтовым методом. Они не могут заключать трудовые договоры с религиозными организациями, а так же быть принятыми на работу, связанную с применением или использованием материальных ценностей.

При приеме указанных лиц на работу испытание с целью проверки их соответствия поручаемой работе не устанавливается.

Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения совершеннолетия подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру для определения их пригодности по состоянию здоровья к поручаемой работе. Такие осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Время работы учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет в свободное от учебы время не может превышать половины указанных выше норм.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам-подросткам предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время. Перенесение отпуска на следующий год запрещается. Не допускается досрочный отзыв таких работников из отпуска, замена отпуска денежной компенсацией.

В соответствии со ст. 268 ТК РФ работодателю запрещается направлять работников в возрасте до 18 лет в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Заработок подростков зависит от вида оплаты труда. При повременной оплате заработная плата устанавливается пропорционально отработанному рабочему времени. Работодателю разрешено за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Расторжение трудового договора с работниками, не достигшими 18-летнего возраста, по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ). Согласие указанных органов должно быть получено работодателем до издания приказа об увольнении.

Трудовой договор с несовершеннолетним может быть расторгнут по требованию его законных представителей, а также органа опеки и попечительства.



Осужденные из числа детей-сирот, получающих образование, подлежат бесплатному обеспечению питанием и одеждой

Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 432-ФЗ внесены изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о бесплатном предоставлении питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены:

- осужденным из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающим образование в исправительных учреждениях;

- осужденным, потерявшим в период профобучения обоих родителей или единственного родителя.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 21 декабря 2021 г.

Прокурор района
младший советник юстиции И.В. Колованов