НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Старейшая жительница Чагоды дала интервью тележурналистам

28 февраля председатель Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов побывал со своей командой в Чагоде.

2020.03.17 5 2

Для программы «Клуб любителей железных дорог», которая выходит на Московском отраслевом телеканале «РЖД ТВ», входящем в состав Издательского дома «Гудок», участница ВОВ Анна Ивановна Соловьёва из Чагоды дала интервью.

Большую роль в прорыве и полном снятии блокады Ленинграда, разгроме неприятельских войск на Ленинградском и Волховском фронтах сыграли железные дороги, вошедшие в состав Октябрьской магистрали.

2020.03.17 5 1Чтобы соединить две железные дороги – Северную и Октябрьскую и разгрузить Вологодский железнодорожный узел, 18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки Чагода – Кабожа длиной 48,5 км, которую построили за три недели в нечеловеческих условиях суровой морозной зимы.

Ранней весной 1942 года после успешной сдачи экзаменов девятнадцатилетней девчонкой Анна стала работать стрелочником на станции Старое Огарёво.

В Огарёво доставляли цистерны с горючим для заправки самолётов Пильнецкого аэродрома. Значение этой ветки трудно переоценить – это была настоящая железная магистраль, обеспечивающая жизнь Ленинграду. В 1942 году Анне Ивановне было присвоено звание младшего сержанта, затем – сержанта.

По окончании курсов ДСП она в 1943 году работала в Бортникове дежурной по станции, куда ходила пешком 6 км из Чагоды в любую погоду. Все работники на станциях жили в землянках, находились на казарменном положении, обеспечивая бесперебойное движение 20 составов в сутки с военной техникой, эшелонов с солдатами, санитарных поездов.

Дежурить приходилось по 12, а иногда и по 24 часа в сутки. Особенно тяжело было в морозы зимой, когда надо было хрупкой девчушке передавать помощнику машиниста паровоза на полном ходу жезл одной рукой, а второй держать тяжёлый керосиновый фонарь. В редкие минуты отдыха молодые девчонки любили слушать песни и танцевать под звуки патефона.

После снятия блокады Ленинграда её направили на станцию Малукса, в 10 км от которой были немцы. Всё вокруг было заминировано противотанковыми минами. Работать приходилось в экстренных ситуациях.

Начальник станции Сергей Николаевич Степашов подорвался в карьере во время отгрузки балласта для восстановления железной дороги, и Анна стала исполнять его обязанности. В Малуксе не было ни одного дома, всё разбомбили, даже станция была в землянке. Вдоль железной дороги не осталось ни одного целого дерева: все были разбиты снарядами.

После окончания курсов начальников станции в Ленинграде Анна Ивановна получила звание младшего лейтенанта.

Радостную весть о Победе она узнала от диспетчера рано утром 9 мая 1945 года во время дежурства. Поезда шли каждый час, не останавливаясь, и находчивая железнодорожница прикрепляла к жезлу записки с единственным словом «Победа!».

В январе 1947 года Анна Ивановна вернулась в свой посёлок и стала работать дежурной по станции Чагода, с 1962 года – товарным кассиром, а затем старшим товарным кассиром, откуда в декабре 1983 года ушла на заслуженный отдых.

Анна Ивановна Соловьёва имеет государственные награды, но больше всего дорожит медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

В настоящее время, несмотря на свой преклонный возраст (97 лет), Анна Ивановна занимает активную жизненную позицию. Во время беседы с Алексеем Борисовичем на вопрос о питании во время войны она рассказала, что кормили железнодорожников баландой, но иногда, когда удавалось попасть в родную Чагоду, дома её мама Елена Никифоровна всегда готовила серые щи, которые навсегда остались её любимым блюдом.

И на этот раз дорогих гостей она угощала вкуснейшими серыми щами. Кадры с первой Вкусной верстой России войдут в сюжет о Чагоде.

Являясь настоящим патриотом родного края, Анна Ивановна рассказала о достопримечательностях Чагоды.

Российскому зрителю будет интересно увидеть стекольный завод, построенный Ноем Троцким, на котором во время войны выпускались шпалы для железнодорожной ветки Чагода – Кабожа, деревянный центр в стиле ампир с ленточными окнами и, конечно же, старое здание музея с мемориальной доской, где во время войны находился эвакуационный госпиталь № 2715 Волховского фронта, Вечный огонь и стелы с портретами Героев Советского Союза и фамилиями невернувшихся с войны земляков, среди которых – родной брат Анны Ивановны Фёдор Иванович Артемьев, служивший в железнодорожных войсках и погибший в тяжёлых боях за станцию Черемисиново в июне 1942 года.

Воспоминания Анны Ивановны Соловьёвой будут показаны в преддверии Дня Победы в программе «Клуб любителей железных дорог» на Московском отраслевом телеканале «РЖД ТВ». А мы сможем посмотреть передачу на сайте телеканала «РЖД ТВ», который выражает благодарность администрациям Чагодощенского района, МО п. Чагода, железнодорожной станции Чагода за помощь в съёмке кинофильма.

 

Съемочная группа посетила и железнодорожную станцию Чагода. Алексей Вульфов рассказал о входных двукрылых семафорах, которые действуют уже более 90 лет и включены в Перечень выявленных объектов культурного наследия Вологодской области.

 

Воспоминания Анны Ивановны в 2015 году вошли в документальный фильм «Неоценимый подвиг», посвящённый железнодорожникам, которые ковали победу во время Великой Отечественной войны, снятый киногруппой под руководством председателя Общества любителей железных дорог Алексея Вульфова, и в сборник воспоминаний железнодорожников Октябрьской магистрали о Великой Отечественной войне (1941-1945) «Память сильнее времени».

 

Александр ГЛАДЫШЕВ.
Фото автора.