БЫЛ СТОРОЖЕМ В ВОЕНКОМАТЕ

Памяти участника Великой Отечественной войны

Сегодня в нашей стране отмечают День сотрудников военных комиссариатов.

7Приближается 77-я годовщина Великой Победы, которая неразрывно связана с воспоминаниями свидетелей тех событий – защитниками нашей Родины.

-Продолжительное время сторожем в военкомате района работал участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы Степан Степанович Минин. Его давно уже нет с нами, но память о нём хранят многие земляки. Это был исполнительный работник, где бы он не работал. Своей энергией заряжал окружающих его людей, поднимал настроение. В годы войны он прошёл нелёгкий путь воина-освободителя, - отмечает бывший сотрудник военкомата Александр Соболев из Чагоды.

Обратимся к воспоминаниям участника войны, опубликованным в газете «Искра» от 8 сентября 1979 года.

«В 1942-1943 годах я воевал на Карельском фронте в звании гвардии старшины, был командиром орудия на танке в 376-м отдельном батальоне. Командиром был майор Преображенский. Жестокие бои велись за г. Масальск. Он был основательно разрушен, так как переходил из рук в руки несколько раз. Когда наши войска его освободили окончательно, гарнизон противника ещё несколько раз пытался отбить его у нас. Но мы держались стойко.

После этих боёв наш батальон переформировали в Гвардейский танковый полк прорыва. Помню командира полка полковника Аршиневского. Это был волевой командир, уже имевший восемь боевых наград. От Кандалакши и Кеми наш полк прибыл в Мурманск. В это время войска Карельского фронта готовились к решающим сражениям за освобождение Советского Севера.

От Мурманского порта наши танки перенаправлялись к месту назначения на баржах, а потом 90 км своим ходом.

Жестокими были бои за г. Печенгу (Петсамо), начавшиеся 13 октября 1944 года, в которых участвовал наш полк. Спустя два дня противник применил термитные снаряды. Один такой снаряд ударил по нашей машине – и сразу перестала вращаться в танке башня и угол возвышения. Снаряд не разорвался, а застрял в броне. Мы находились в пяти км от Петсамо, когда прибыли «летучки» и устранили неисправность. Но все члены нашего экипажа потеряли слух в результате сильного удара по машине.

Маршал Советского Союза Мерецков, командующий фронтом, отдал приказ: противнику передышки не давать, гнать его дальше.

Наш Гвардейский танковый полк прорыва получил приказ – идти к норвежской границе. Мы продвигались с боями. Вот уж совсем близко граница, но противник всячески старается сдержать продвижение наших войск. Немцы стали взрывать мосты. А пехота без танков никак успеха иметь не может.

Стали преодолевать водную преграду по дну реки. На самой средине наша машина застряла. На помощь подошли два танка, а в воду лезть нам надо. Вода-то ледяная, но мы тросы кое-как соединили. Только начали тащить – обрыв серьги. Опять надо лезть в ледяную воду. Противник применил сильный артиллерийский огонь из дальнобойных орудий и шестиствольных миномётов.

Это было в памятную ночь с 18 на 19-е октября 1944 года. Меня ранило, я выбыл с поля боя, а наш полк без меня перешёл границу Норвегии. Лежал в госпиталях: сперва в Мурманске, потом Кандалакше. Оттуда отправили в Петрозаводск, но там не всех раненых приняли. Я попал в Вологодскую область в эвакогоспиталь п. Чагода. За участие в боях по освобождению Советского Севера награждён орденом Отечественной войны II степени».

P.S. Александр Викторович Соболев поздравляет ветеранов военкомата с праздничной датой и желает всем здоровья и благополучия.

 

 

Подготовила Юлия КИСЕЛЁВА.
Фото предоставлено Александром Соболевым.