НАЙДИТЕ КЛЮЧИКИ К ДУШЕ

Рассказ

Их появление и дальнейшее пребывание взбудоражило спокойный, размеренный школьный ритм.

Словно булыжник, брошенный в застоявшуюся водную гладь, поднял волны, которые пошли плескаться в берега водоёма.

А и событие-то рядовое: подумаешь, прибыли две девчонки из Чернецкого детдома в девятый класс областной санаторной школы. Так ведь постоянно приезжают ребята в Солнцевскую школу даже посреди учебного года, как и эти подруги. Не в диковинку. Всех благосклонно принимают.

Тепло встретили и этих. Только они, как бы казённо выразился заумный учёный муж, «позиционировали себя, абстрагируясь от устоявшихся правил поведения».

Во-первых, сразу проявили лидерские качества. Вовторых, из тех, кто остёр на язычок и за словом в карман не полезет.

Отведав изрядный кусок детдомовского пирога, фигурально выражаясь, зачастую ой какого несладкого, сформировали для себя устойчивое кредо: «Будь дерзким и независимым, три всё к носу – иначе слопают».

Пора говорить о их внутреннем мире, начиная с внешности.

Вера Субботина, среднего роста, в меру упитанная, черноглазая блондинка. Контрастный внешний облик её указывает на противоречивый сложный характер.

Вторая Настя Истомина, ростом вровень со своей подружкой. Обладательница белесых бровей, круглых, чуть навыкате глаз, а на лицо обильно брошена горсть рыжеватых веснушек.

Разумеется, среди педколлектива подспудно вызрели вполне определённые вопросы. А чем живут и дышат наши новички? Какие ключики подбирать к этим пока секретным замкам? Какова причина их отправки сюда? Вполне здравые вопросы.

Школа специализированная, санаторная, или, как её величали «лесная», предполагала не только обучение, но и необходимое медицинское лечение для детей со всей области.

Место просто чудное: посёлок Солнцево с волшебным, можно сказать, уже целебным воздухом в окружении озонирующих ароматом хвойных деревьев.

Но дело в том, что Вера и Настя, вполне здоровые девчонки, в медицинских дополнительных процедурах отнюдь не нуждались. Почему же здесь?

К сожалению, объяснялось всё просто до банальности. После долгих лет успешной работы школы с некоторых пор закралось тревожное ощущение у коллектива, что лучшие годы «санаторки» позади и недалёк тот день, когда она прекратит своё существование, хотя и не верилось.

Условия проживания в спальном корпусе, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Это касалось и учебного помещения. Всё деревянное, ветшало постоянно. О капитальном ремонте и тем более строительстве новой школы и речи не шло.

Страна вкатилась в смутные перестроечные и лихие девяностые годы. Так что в сумятице повальной оптимизации и безденежья многие предприятия и школы в том числе «приказали долго жить».

Не случайно в последние годы контингент учащихся уменьшался, причём были здесь вполне здоровые ребята, в том числе из детских домов.

Администрация частенько, не стоит лукавить, с облегчением избавлялась от трудных, пусть и ненадолго. Вот так и привела судьба двух девчонок в солнцевский интернат.

Попервости они распознали, кто и чего стоит среди педагогов, улавливали их слабые стороны. Кому-кому, а уж им-то, повидавшим разных воспитателей, не почувствовать искреннее сочувствие или фальшь, прикрывающуюся благородством, равнодушие или желание заинтересованности.

Спору нет, большинство детдомовских воспитателей – люди хорошие, но есть и такие, которым в силу махровой профнепригодности, надо немедленно указывать на дверь. Это же адски трудно управлять коллективом детей, лишённых семейного уюта.

Вот так наслаивается одно на другое: внешние обстоятельства на внутренний мир ребёнка, подчас бунтующий, чувствующий свою неполноценность, сопровождающийся нередко агрессией, этаким нигилистическим пофигизмом; «Нам ведь ничего не будет».

Отсюда и неустойчивость психики, внутренний разброд, то есть «душа в лохмотьях».

Наши девчонки моментально адаптировались в ребячьей среде, что не удивительно, завели знакомства с местными ребятами. Надо отметить, сначала не прогуливали уроки и самоподготовки. Если и не отличались поведением учениц института благородных девиц, но вели себя более менее пристойно.

Старший воспитатель Сергей Иванович, по совместительству учитель русского языка и литературы был приятно удивлён, обнаружив их хорошие знания. В проведённом диктанте Настя допустила лишь одну грамматическую ошибку. И тогда слегка подосадовал на промах:

- Ай-ай, как же ты её не заметила?

Тут же последовал шокирующий ответ и не менее поразительная сентенция:

- Я её нарочно пропустила. Помните у Пушкина: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю».

Ну, вот откуда такое? Удивительно! Умные же девчата, в хорошие бы их руки.

Но, показавшиеся было белыми и пушистыми, стали проявлять себя колючими и ершистыми…

Посыпались жалобы от учителей и воспитателей: «Нарушают дисциплину в классе, пропускают вечерние самоподготовки».

На обязательный «тихий час», по их выражению «забили». Помимо всего заимели друзей среди местных пацанов, которые по вечерам непременно тёрлись у спального корпуса и частенько безобразничали. Несмотря на репрессивные меры со стороны старшего воспитателя, липли, как мухи на патоку.

Вера и Настя приноровились опаздывать и на отбой. Заявлялись со стойким запахом табачка, благо «стрельнуть» сигаретку – всегда пожалуйста.

А тут ещё один сюрприз. Вскоре спаянный дуэт перевоплотился в трио. Приткнулась к ним Света Истомина, тоже детдомовская, только из другого. Доселе тихая и незаметная, белокурая, чистый божий одуванчик. Легко её окрутили, взяли под своё крыло, чего же сложного, Светка ведомая во всём.

И стала троица прогуливать занятия. Сначала под благовидным предлогом названивали в учебный корпус завучу, представляясь бедненькими и несчастными:

- У меня живот болит.

- Я что-то затемпературила.

А затем, отбросив все нормы приличия, поступали открыто, с явным вызовом: «Мы вроде бы и в школе, но по факту отсутствуем».

С утра исчезали на весь день. Позавтракают в столовой – и ищи ветра в поле. В разнос пошли красавицы. Мало того, не появлялись и ночью, есть же местные доброхоты.

Ну, это форменное ЧП. Школа забила тревогу, велись поиски. То, что «не сделали ноги», не пустились в бега из Солнцева, выяснилось доподлинно. Что же прикажете, с милицией искать? Сор из избы выносить? Позорище невиданное. Дойдёт до облОНО – у многих головы полетят.

К счастью, (впрочем было бы оно) не пришлось долго педагогам переквалифицироваться ни в Шерлоков Холмсов, ни в Пинкертонов. Беглянки сами объявились на третьи сутки майским вечерком без всякого намёка на угрызения совести: «А делайте что хотите, нам всё равно.»

Их дальнейшее пребывание оперативно решал педсовет, и, что говорить, к неозвученной радости большинства постановили отправить девчонок обратно в Чернецк. Только вот белокурую Свету оставить.

Известили администрацию детдома, и на следующий день старший воспитатель Сергей Иванович сопровождал их на рейсовом автобусе.

Благополучно добрались до автовокзала. Сергей Иванович уточнил у подруг номер городского автобуса. Прежде чем отправиться на остановку девчонки запросились в туалет, который находился не в здании автостанции, а рядом с ней.

Прошло достаточно времени, чтобы уладить естественные потребности, даже сверх того. Сильно заволновался сопровождающий: «Уж не улизнули ли часом?»

Попросил незнакомую женщину узнать, нет ли в туалете двух девчонок. Не оказалось их внутри. Потом прошибло взрослого: «Да чёрт возьми, это же трагикомедия, причём в большей степени с упором на первую часть слова».

И вдруг из-за стены искомого жизненно необходимого здания с невинными рожицами выскакивают девицы со стойким запахом табачка.

Оказывается, эти бедовые успели стрельнуть у какогото мужичка сигарету, как-то незаметно увильнули. И вот вам «приходи кума любоваться» - ввели в ступор Сергея Ивановича.

«Ох, и наподдавать бы по задницам!» - кипел негодованием старший воспитатель.

«К чёрту автобус, лучше разорюсь, но повезу на такси от греха!» - пришла спасительная мысль.

-Во, клёво, на тачке поедем! – радостно приветствовали это юные греховодницы.

…Пожилая директриса детского дома абсолютно спокойно, видать, не впервой встретила своих питомцев.

- Ну, что ж вот вы и снова дома.

Когда Сергей Иванович прощался с девчонками, уловил в их глазах печальные искорки, нет и намёка на исчезнувшую браваду. Опять всё возвращалось на круги своя.

А сам-то он что чувствовал? Да, задание выполнил, доставил до места. И прикажете радоваться этому обстоятельству? Да нет, поганенько на душе от мрачных мыслей.

Печалит судьба таких вот ребят. Тех, кто изъят от хмельного чада родителей, или брошенных ими, кто не стал счастливым ребёнком в приёмной семье, не нашлось такой.

Хорошо, если нормально войдут во взрослую жизнь.

А это чертовски трудно, если нет рядом надёжного плеча, на которое можно опереться. И наши героини похожи на перелётных птиц, поживут здесь, летом на весь сезон в лагеря, частенько сбывают их в другие учреждения, как в нашем случае. От них ли мы избавляемся?

Да нет, частенько отталкиваем от себя, от своих проблем. И как подобрать те заветные ключи к душе ребёнка?

 

Анатолий КИСЕЛЁВ.
п. Сазоново.