НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ

2020 год объявлен в России Годом народных промыслов и ремёсел

Многие чагодощенцы знают Михаила Соколова как историка, театрала, интересного собеседника, у которого есть необычное увлечение – резьба по кости, которое является древнейшим народным промыслом Русского Севера.

2020.10.27 5 3

Однажды в осенний солнечный день удалось побывать в гостях у Михаила в косторезной мастерской в деревне Кочубино, расположенной в живописном месте на мегринской земле. Михаил, как профессиональный мастер по художественной резке кости, использует бормашину с набором борфрезов различной формы и бесконечное множество специальных инструментов, чтобы превратить клык моржа, зуб кита или бивень мамонта в настоящее произведение искусства.

В мастерской на книжной полке бросается в глаза специализированный альбом с фотографиями шахмат с острова Льюис, старинный Оксфордский толковый английский словарь, – Михаил читает спецлитературу в оригинале.

В своё время, работая в Москве менеджером престижной компании, Михаил понял жизненную необходимость совершенствования английского языка и посетил США по международной программе обмена. В одном из букинистических развалов он увидел копию древней карты викингов Дании и Норвегии, на которой была обозначена Мегринская земля. Теперь это сокровище украшает интерьер мастерской, находясь в которой ощущаешь себя как в маленьком музее старинных раритетов. Михаил любезно рассказал о своём хобби.

2020.10.27 5 1- Косторез – это человек, который работает со специфическим материалом – животной костью, рогом и бивнем. Но моя специализация ещё и шахматник, то есть я вырезаю из кости исключительно шахматы и другие настольные игры.

Прозвание профессии идёт из древней Руси, где играли в шахматы давно и много. В наше время в шахматы играют не меньше, но в основном изготавливают наборы промышленным способом, на токарных станках с искусственным интеллектом или отливают из пластика. А шахматники делают эксклюзивные вещи, подарочные и коллекционные шахматы, многие из которых становятся произведениями искусства. И я вырезаю тоже не простые шахматы, а «исторические». Я копирую наборы и отдельные фигурки, изготовленные мастерами прошлого, в основном, средневековыми.

Люди приходят в музей, видят там какие-нибудь шахматы, которые держали в руках, может быть, великие деятели прошлого, но музейными шахматами не только нельзя играть, их даже потрогать не разрешают, а я делаю это желание осуществимым.

- Наверное, сложно находить сбыт своим изделиям?

- Непросто. Но благодаря современным технологиям нам доступны крупнейшие торговые площадки всего мира с многомиллионной аудиторией покупателей. Чем более уникальный продукт вы предлагаете, тем больше шансов найти своего покупателя. Технический прогресс беспощадно расправляется с традиционными сферами производства, но с другой стороны способствует развитию творчества и ручного труда. Поэтому, чтобы что-то сейчас предложить миру, нужно найти трудозатратную и не технологичную область, то есть делать что-то, что не сможет сделать робот, либо робот сделает это намного дороже. Как, например, мои шахматы. Другой аспект прогресса — возможность работать в любой точке мира. Главное, чтобы были интернет, электричество и почта. Собственно, это и позволило мне забраться в деревню, почти что в лес.

- Почему?

- Кто-то ищет место для работы, чтобы уменьшить издержки, но для меня важно обеспечить творческий процесс. А в моём деле главное – добиться высокой степени концентрации внимания. На создание даже одной фигурки может уйти не одна неделя, а на целый комплект больше года. И это не всегда медитативный процесс.

Даже при копировании муки творчества неизбежны. Ведь скопировать нужно очень точно. А это требует, порой, запредельных физических и эмоциональных усилий. Но мне всегда помогает природа, лес, река, которые я люблю с детства. Например, я могу несколько дней безрезультатно что-то пытаться вырезать.

Тогда я выхожу на улицу и иду вдоль реки или сижу на берегу — течение реки меня успокаивает, могу даже несколько часов глядеть на течение, но зато потом работа начинает спориться. Медленный бег воды уносит суету и выравнивает мысли. Выбор места для мастерской также не случаен: напротив – древние курганы VI-XI веков. Окружающий ландшафт, который мало изменился с эпохи викингов, настраивает на соответствующий лад.

Шахматы с острова Льюис Михаила Соколова известны во всём мире и занимают достойное место в домах заморских коллекционеров. Согласитесь, игра в шахматы из бивня мамонта доставляет совсем другое удовольствие. Благодаря высокопрофессиональному умельцу экзотического для наших мест народного промысла Русского Севера Чагодощенский край известен во всём мире.

СПРАВОЧНО: ШАХМАТЫ С ОСТРОВА ЛЬЮИС

Шахматы с острова Льюис – набор из 78 шахматных фигур, изготовленных в средние века. Материалом для большинства из них послужил моржовый клык, а остальные выполнены из китового зуба. Фигуры вместе с 14 шашками для игры типа нард и пряжкой для ремня были обнаружены в 1831 году на шотландском острове Льюис (Внешние Гебриды). Существует предположение, что «фигурки использовали не только для шахмат, но и для игры в хнефатафл (hnefatafl)».

В настоящее время 11 шахматных фигур находятся в Национальном музее Шотландии, остальные 82 предмета (включая шашки и пряжку) — в Британском музее.

На основании анализа стиля резьбы и одежды/экипировки фигур-персонажей временем изготовления считается интервал между 1150 и 1200 годами. По поводу места изготовления есть несколько гипотез, основная из которых называет авторами норвежских резчиков, по-видимому, из Тронхейма, где были найдены схожие артефакты. В то время Внешние Гебриды (к которым относится Льюис) входили в состав земель норвежской короны.

2020.10.27 5 2

Александр ГЛАДЫШЕВ.
Фото автора.