СТАНОВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ

22 декабря – 30 лет Пенсионному Фонду Российской Федерации

Из-за перемен, произошедших в конце 80-х и начале 90-х годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать её к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счёт денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 года.

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

 

РАЗВИТИЕ С 1990 ГОДА ДО ПЕРВОЙ РЕФОРМЫ

В 90-х годах правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 года.

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счёт взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Справка: Величина пенсионного обеспечения каждого россиянина зависела как от его рабочего стажа, так и от средней зарплаты.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчёта и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. № 113.

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Принятие решающих Федеральных законов: «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. № 166; «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. № 167; «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. № 173; «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. № 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счёт накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объёма взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400.

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

 

РЕФОРМА 2015 ГОДА

С 1992 года демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счёт бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получат хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Ещё одним изменением 2015 года являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объёма взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники изменённой системы подсчёта пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

 

РЕФОРМА 2017 ГОДА

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. № 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 году повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55,5 годам для женщин и 60,5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Ещё одно изменение 2017 года – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Также с 2017 года администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 года, и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Государственные пенсии повысились на 2,6%.

 

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 ГОДА

Последние изменения произошли в прошлом году. Начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определённые льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актёры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живёт в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год).

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

2020.12.22 5 2020.12.22 5 1 2020.12.22 5 4

С 1 июля 2018 года в Чагоде работает Клиентская служба (на правах отдела) в Чагодощенском районе – УПФР в Кадуйском районе (межрайонное).

В настоящий момент трудятся 7 человек: (на снимках: слева направо) руководитель Любовь Николаевна Иванова, специалисты: Елена Веселова, Надежда Большова, Марина Воробьева, Юлия Тимофеева, Ольга Салтыкова и Татьяна Афанасьева.

В юбилейную дату Пенсионного Фонда хочется вспомнить и ветеранов, которые много лет отдали службе в данной системе: Зою Павловну Малинину, Валентину Васильевну Стегачеву, Александру Николаевну Матинкину, Наталью Германовну Малышеву, Дину Константиновну Кузьминову.

2020.12.22 5 2 2020.12.22 5 3

2020.12.22 5 5 2020.12.22 5 6

По материалам информационного
сайта Пенсионного Фонда (pfrp.ru).