ЕЩЁ И ВЕКА НЕ ПРОШЛО...

По материалам Чагодощенского музея истории и народной культуры

5-1


ДЕДОВО ПОЛЕ

В начале 1926 года в Череповецком Губплане обсуждались экономические соображения о целесообразности постройки стеклозавода в Белом Бычке и возможность его обеспечения топливом.

Эти вопросы были решены в положительном смысле и постановлено, что завод вполне обеспечен древесным топливом, кроме которого всегда может быть применён имеющийся в изобилии в этом районе торф.

2 апреля 1926 года лесной специалист Промторга написал справку об имеющихся в Верхне-Чагодощенском районе торфоболотах, исчислив их площадь в 46925 десятин с запасом на них 56310000 куб. саж. возд. сух. торфа.

Ещё в 1923 году были начаты разработки торфяного массива месторождения Дедово Поле на территории Колобовского сельского совета в восьми километрах от Белобычковского стеклозавода. Недалеко от месторождения было развернуто строительство посёлка.

«В 1928 году по решению выездной комиссии Госленторфа месторождение Дедово Поле становится основным топливным ресурсом Белобычковского стекольного завода». Вывозка торфа с месторождения началась в 1931 году. Таким образом, строительство крупного механизированного стекольного завода в Белом Бычке обеспечило строительство ещё одного предприятия в районе - Дедовопольского торфоперерабатывающего завода и посёлка при нём.

 

ВОЕНКОМАТ И МОБИЛИЗАЦИЯ В РАЙОНЕ

До сентября 1937 года Чагодощенский район входил в состав Ленинградской области и обслуживался Ефимовским объединенным вокультурыенным комиссариатом.

После включения его в состав Вологодской области был создан Чагодощенский райвоенкомат. Он разместился в селе Белые Кресты. В ноябре 1938 года на должность военного комиссара в район прибыл старший политрук Дмитрий Ковшиков. По рекомендации районного комитета партии на работу в военкомат были приняты Павел Иванов и Василий Герасичев.

В 1939 году в соответствии с принятым законом «О всеобщей воинской обязанности» военный комиссариат проделал большую работу по переучёту военнообязанных и разработке мобилизационных планов, направленных на повышение мобилизационной готовности района.

С первых дней Великой Отечественной войны в районе началась мобилизация военнообязанных и гужевого транспорта. 23 июня 1941 года из Чагодощенского района было отправлено три человека на Беломорский военно-морской флот.

Массовая мобилизация началась 24 июня 1941 года, когда 271 человек из нашего района был направлен на пересыльные пункты Вологды, Череповца. 25 июня Чагодощенским районным военным комиссариатом было призвано 396 человек, 28 июня – ещё 69 человек. Всего было мобилизовано 7413 человек, из них 2661 человек погиб или пропал без вести на фронтах Великой Отечественной войны.

5-4 5-3

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Строительство железной дороги Тургошь – Чагода началось вместе со строительством стеклозавода на берегах Чагодощи.

Губернский отдел местного хозяйства уже в 1925 году начал переговоры с управлением Северной железной дороги о постройке от разъезда Подборовье 37 км ширококолейной ветки.

В конце февраля 1927 года дорога была построена. В апреле состоялся выбор названия станции, её назвали Чагода, в честь реки, рядом с которой расположилась станция.

В годы Великой Отечественной войны наша железнодорожная ветка сыграла важную роль в помощи блокадному Ленинграду. 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады Ленинграда, а 8 ноября немецкие войска взяли Тихвин.

Все грузы для Ленинградского и Северо-Западного фронтов оседали на маленьких станциях Заборье и Подборовье. Было принято решение о строительстве ветки Кобожа – Чагода, чтобы разгрузить железнодорожную линию на Ленинград. Дорогу строили части 15-й и 30-й железнодорожных бригад, спецформирования НКПС и полевое строительство НКВД. Для подвозки стройматериалов и леса было мобилизовано местное население.

Стройка шла при тяжёлых погодных условиях, температура опускалась до – 30 °С. Дорога, протяжённостью 48,7 км, была построена за 20 дней – с 8 по 29 ноября 1941 года и по ней сразу же пошли составы.

Первыми провели свой состав наши железнодорожники: машинист паровоза Иван Васильевич Васильев и его помощник Варвара Степановна Грозина. Через станцию Чагода по этой линии стали проходило по 20 составов в сутки на фронт.

5-2

Фото из фондов районного музея.