СТАРОЕ ОГАРЁВО

Прекрасно, когда на территории района имеют место быть примечательные уголки природы, по-своему живописные, с интересной, подчас полузабытой или невыясненной топонимикой.

2020.11.20 6Несомненно, Старое Огарёво одно из таковых. Знают его не только сазоновцы, но и многие жители района. Бывшая деревня представляет сейчас обособленный хутор со старыми избами и построенными новыми домами.

А мысль о названии местечка вызывала интерес у многих, в том числе и у меня. Лично достоверных ответов не нашёл ни у старожилов, ни в официальных бумагах. А версии имеют место быть. Даже такая: мол бывал здесь Н. Огарёв, сподвижник революционера Герцена. Но уж это, извините, явный перебор. Как наиболее вероятную представляют позицию известного учителя Ф.И. Торшевского о найденной там якобы домовой книге, свидетельствующей о жившем помещике Огарёве. Но исчезла куда-то. И где она? А посему нет документальных подтверждений. Отыщется энтузиаст, установит этот факт – что ж, согласимся с истиной. И в Интернете по Белокрестской волости не нашёл эту фамилию.

Есть у меня своя версия (естественно, сугубо субъективная), основывается она на довольнотаки простом объяснении. Только в одной нашей области много населённых пунктов с одноимённым или однокоренным названием. «Гарь», «Гарёво» – «Огарёво» – такая вот речевая трансформация.

Просто бывшее горелое место, затем расчищенное мужиками под постройки. Впрочем, дискутировать не входит в мои планы. Формат работы в другом: рассказать об одном из живописных, уникальных поселений и его ближайших окрестностях.

Уже на подходе к Огарёву каждый услышит шум водного потока. Так приветствует путника не замерзающая даже в морозы плотина. Старожилы уверяли, что когда-то давно стояла здесь мельница. И тянулись к ней из окрестных деревень повозки, скрипя колёсами. Везли сельчане на обмолот добытую трудовым потом зерновую продукцию. Чистое небо источало покой и умиротворение над Огарёвом. Но оказывается и в этот законопослушный богобоязненный край донеслись отголоски российских бурных событий.

Как следует из архивных материалов, в октябре 1905 года в деревнях близ Огарёва прошли собрания, на которых управляющий усадьбой Сергей Матченко подстрекал крестьян рубить лес, громить Огарёво и постройки графа Толстого. И в 1917 году в мае крестьяне вырубили лес в имении Огарёво помещиков Смирновых. Для меня странным является то, что смутьяном был представитель власть имущих. Ну, да дело прошлое.

Суровые годы Великой Отечественной, конечно, не обошли стороной далёкое местечко. Уготована была ему миссия – сыграть важную роль. Протянутая в 1942 году железнодорожная ветка способствовала стать Огарёву, не побоюсь этого, ценным стратегическим объектом, уж в районом масштабе абсолютно неоспоримо. Сооружённый здесь полустанок служил перевалочным пунктом. Отсюда отправляли различную продукцию, в том числе и возобновившего в 1943 году работу Сазоновского стеклозавода. А посему совершенно не случайно железные стервятники с крестами на крыльях, обнаружив ветку, нет-нет да и залетали сюда, стремясь нанести значительный урон. Достаточно интенсивно передвигались и делали остановки военные составы. Местные жители обменивались с бойцами продуктами на нехитрые солдатские пожитки. В основном на страшно дефицитное в войну мыло, грубое, но такое желанное. Ну и, конечно, многие питали слабую надежду разузнать что-либо о воевавших родственниках. Хорошим подспорьем стало Огарёво для лётчиков базировавшегося в Пильно авиаполка. Сосредоточили они там военно-технический склад.

Я частенько беседовал с пожилыми людьми, бывшими в ту пору, как принято сейчас называть, детьми войны, многие из которых сохранили острую память. В общем-то это не удивительно: полуголодное время нельзя забыть.

Частенько бывали в Огарёве, помогали родителям, собирали обильно растущие грибы и ягоды. Слышал от некоторых, будто скрывались возле деревни дезертиры. Возможно, это были страшилки от взрослых, оберегающих своих детей. Но и вероятность такую нельзя исключать. К сожалению, случаи дезертирства (единичные) случались в Красной Армии.

После войны станция переместилась к Сазонову, получив название «Новое Огарёво». А старое продолжало вести тихую размеренную жизнь. Появилась по местным меркам хорошая промышленность. Большим спросом пользовалась добротная продукция филиала Промкомбината.

Кстати, некоторые изделия сохранились в некоторых частных домах. Лесоучасток оборудовал здесь свою пилораму. Долгие годы возглавлял лесопилку мастер Михаил Налимов. Собственно её так и именовали: «Хозяйство Налимова». Древесными отходами вполне легально пользовались хозяйственные жители. Загадочными курганами выглядели издалека большущие горы опилок. Это опилочное Эльдорадо пользовалось большим спросом, прежде всего для подстилки в хлевах имеющейся мычащей, блеющей и хрюкающей живности.

В наше время постоянных жителей в деревне почти не осталось. Уже достаточно давно поселились и крепко вросли в эту землю хозяйственные фермеры Терентьевы, снабжая чагодощенцев здоровой качественной продукцией.

А бурный поток воды меж тем продолжает шуметь, скатываясь и омывая многочисленные древние камни. Особенно впечатляюще выглядит это во время половодья. Словно своим указующим трезубцем, царь воды Нептун разбудил дочернюю стихию, повелевая и управляя её размахом. И только в летнее жаркое время теряет она свою мощь, принимая обычный вид. И всё равно нельзя не залюбоваться. Давно и справедливо замечено, что можно бесконечно смотреть на небо, огонь костра и воду.

Прочно проторена народная тропа в Огарёво, расширяется, выражаясь фигурально, привлекая сюда многих и многих. Все получают здесь эстетическое наслаждение. Но и не только, остаётся и практическая сторона. И, замечу, эти две категории в общем неразрывны. Природаматушка осчастливила местечко прекрасным источником питьевой воды. Раньше просто пробивался живительный ручеёк, пробиваясь сквозь толщу седых известковых плит. Сейчас всё любовно облагорожено: вставлена труба, сделан удобный лестничный спуск к источнику.

И как же не воздать должное мастерам за их умелые руки и вложенную в труд частичку души!

А вода, действительно, хороша. Жители собственных домов, имеющие свои скважины, и обитатели многоквартирных зданий, пользуясь водой из-под крана, отдают предпочтение огарёвской. Попробуйте ту и другую и, как говорится, почувствуйте разницу. В течение целого дня едут за живительной влагой на велосипедах, автомобилях, запасаясь впрок. Даже за пределами района многие попробовали и оценили прекрасный вкус нашей водички. Утверждаю не голословно, да и другие подтвердят. Наши хорошие знакомые дачники из Питера, Череповца, Вологды постоянно прихватывают ёмкости с собой в город. Как же в связи с этим не вспомнить известные строчки из песни: «И нет холодней, и нету вкусней воды во Вселенной всей».

А уж любителям славной армии рыболовов и магнит никакой не требуется для притягивания. Испытывая большое нетерпение, с радостным чувством срываются с места, дождавшись весеннего половодья. Стремятся подгадать попасть, выражаясь по-рыбацки, на ходовую рыбу. Самое забойное место возле плотины. И главное – не зевай, успевай застолбить его. Потому с раннего утра, с потёмок торопятся опередить таких же страждущих.

Вот и пользуются недолговременным уловистым периодом. Знаю удачливых рыболовов, которые в эту своеобразную путину добывают немало трофеев: широких, чавкающих лещей, красивых толстобрюхих язей и головлей. Потом водичка спадает, какая-то рыбёшка проскакивает вверх, другая скатывается вниз, ну и остаётся кое-что на разживу. Поэтому вплоть до глубокой осени не заканчивается рыбацкая страда.

А если вдруг какой-либо человек, не сведующий в рыбалке, вдруг увидит в воде согнувшихся мужичков, что-то ищущих среди камней, пусть не удивляется. Это собирают одну из самых ходовых наживок – речного закорыша. Так что наиболее удачливые и опытные ловят немало и летом.

Частенько приходилось слышать такой диалог:

- Где ты рыбы-то столько натаскал?

- Да у подвесного моста.

Для знатоков всё предельно ясно. А вот у новичков возникает проблема. Вволюшку набегаются по берегу в поисках этого моста, недоумённо озираясь по сторонам и досадливо вопрошая:

- Да где же этот проклятый мост?

Никак не могу пройти мимо этой насущной животрепещущей темы. А нет этого моста. Фантомный он. Но ведь и вправду был. И остался теперь прочно лишь в лексиконе рыбаков со стажем. Давненько уже как корова языком слизнула. Всем понятно, что в этом идеоматическом выражении виновен человек, а вовсе не потусторонние силы. И кому, спрашивается, помешал?

А останки главного проезжего моста, сиротливо взирающие на нас, вызывают грусть-печаль.

Большинство жителей так называемого микрорайона Химия, да и не только желали бы восстановления моста! Широкий, конечно, ни к чему. Предприимчивые водители лесовозов, грузовиков разобьют со временем. А вот пешеходный вполне уместен. Ведь есть же удобный мостик на Песи, связывающий Речную и 2-ю Набережную улицы. А здесь-то и расстояние не велико. А теперь перехожу на шутку. Я, проживающий в Химии, желаю попасть в Огарёво, но на другой берег, делаю крюк, проезжаю маслозавод, миную белокрестских поселян, сворачиваю направо и оказываюсь снова в Сазонове. По сути Огарёво – анклав. Но это местечко территориально относится к посёлку. Надо, надо бы связать ниточкоймостиком левый берег с правым. «Эх, я живу на одном, ну а ты на другом, на высоком берегу на крутом».

Однако прочь уныние. Всё преходяще, красота вечна.

В любое время года здесь по-своему интересно. Давно уже облюбовали поляну у реки любители пикников, только бы убирали за собой. Сооружён большой вместительный стол с навесом. Компании друзей, семьи с удовольствием отдыхают здесь. Школьники ходят сюда в поход. Чуть повыше на глубине любят купаться многие пловцы. А желаешь разнообразия – сигай в воду с установленного простейшего трамплина. На ветках кустов можно увидеть разнообразные ленточки или защёлкнутые небольшие замочки – эти символические знаки оставляют молодые пары в надежде на крепкий вечный союз.

Приятно проводить время в Огарёве, сидя на берегу с удочкой, да и просто так наблюдать за закатом или встречать утреннюю зорьку под аккомпанемент проснувшейся армии пернатых. Наполняет душевной теплотой шум падающей воды, игра крупной рыбы.

Вокруг царит тишина и покой. Так было и сто, и двести лет назад. И пусть это сохранится на долгие годы нашим потомкам. И им, и ныне живущим пожелаю, чтобы «…бесконечно душу трогали заповедные места».

 

Анатолий КИСЕЛЁВ,
п. Сазоново.
Фото Галины Самойловой.