ВДОВЫ СОЛДАТСКИЕ

В День памяти и скорби мы вспоминаем женщин, на плечи которых в годы Великой Отечественной войны легли тяготы и заботы тыловой жизни

В Книге Памяти «Вдовы солдатские. Чагодощенский район» в списках значатся 798 имён солдатских вдов. Но этот список далеко не полный.

На фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. участвовали 7499 чагодощенцев, больше половины не вернулось домой.

О трагическом дне – 22 июня 1941-го года оставил свои воспоминания Арсений Степанович Крылов, бывший в то время заместителем председателя исполкома районного Совета депутатов:

«Позавтракав, я отправился на сазоновский стеклозавод, чтобы договориться о перевозке со станции Чагода жнеек и сенокосилок для колхозов района, – пишет он. – Стоим мы с заводчанами у магазина, и вдруг из уличного динамика прозвучал тревожный голос диктора, предупредившего о важном сообщении. Все насторожились.

Через какое-то мгновение мы услышали голос В.М. Молотова, сообщившего о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Около репродуктора собралась огромная толпа. Люди с тревогой спрашивали друг друга, что же теперь будет? Ответа нет...

Я поспешил вернуться в райисполком, где уже был секретарь райкома партии. Мы срочно вызвали нужных нам людей, обменялись мнениями, что и как делать, и приступили к мобилизации…»

В словах районного руководителя нет ни паники, ни растерянности. Они знали, что надо делать. Кто эти люди? Это секретарь РК ВКП (б) Фёдор Александрович Баранов, зав. военным отделом РК ВКП (б) Александр Иванович Маслобоев, председатель райисполкома Алексей Кондратьевич Смирнов.

Массовая мобилизация на фронт в районе началась 24 июня. За первые 70 дней войны райвоенкомат отправил на пересыльные пункты Бабаева, Вологды и Череповца 1686 военнообязанных, в том числе с Чагодощенского стеклозавода 649 человек. Война поглотила самую здоровую, самую трудоспособную часть населения.

Все тяготы тыловой жизни легли на плечи женщин. На долю их мужей выпала участь испытать самые кровопролитные бои 1941-1942 гг. Именно в эти годы в 1131 извещении стояла запись – «Пропал без вести. Место гибели и захоронения не установлено». Больше тысячи женщин в нашем районе стали солдатскими вдовами.

В Книге Памяти «Вдовы солдатские. Чагодощенский район» напечатан поимённый список вдов, чьи мужья погибли в бою или умерли в госпиталях от ран и болезней. В этом списке 798 имён.

Изучив сотни пенсионных дел вдов, а также извещения о погибших фронтовиках, мы поняли, что список наш далеко неполный. Время упущено. Все вдовы уже умерли или давно уехали из района. Основную информацию составители книги получали от их детей.

Но всё же можно с большой долей достоверности составить их коллективный социальный портрет. Все они родились в начале XX века, некоторые в конце XIX. Почти поголовно неграмотные или малограмотные, прошедшие «ликбез».

Многие из вдов к началу войны имели в семьях от 4 до 7 детей дошкольного и школьного возраста. Вели большое домашнее хозяйство: огород до 25 соток, обязательно корова, овцы, куры. Днём допоздна на колхозной работе или на заводе, а на своём личном хозяйстве – с фонарём. Матери страстно желали дать детям образование.

Дети вдов учились в школе, ФЗО, ремесленных училищах, техникумах или в институтах. Об этом свидетельствуют справки из учебных заведений, подшитые в пенсионных делах. Во вдовьих семьях нередко жили родители погибших мужей, которых до смерти они и содержали.

В годы войны для детей-сирот открывали детские дома, но нам известны всего три случая передачи детей на воспитание в детдома из многодетных семей. А их в районе было много.

Антонина Александровна Воробьёва из п. Смердомский на всю военную пору осталась с семерыми детьми в возрасте от двух до 12 лет. Муж Василий Ефимович Воробьёв погиб в феврале 1945- го года. Место гибели неизвестно.

Она работала на Смердомском стеклозаводе, держала большое хозяйство. Всех вырастила, все получили образование разного уровня. Выжили в основном на домашнем хозяйстве, грибах и ягодах из леса, да небольшой помощи от государства.

Елена Матвеевна Иванова из д. Мишино вырастила шесть дочерей и двух сыновей. Муж Василий Елисеевич погиб 10 мая 1942 года в Карелии. Дочь Валя родилась без него, в октябре 1941 года. В тех немногих письмах, что он успел написать, была главная просьба: «Сохрани детей», и Елена Матвеевна её исполнила.

Евдокия Сергеевна Хорёва из д. Костылёва Гора вырастила трёх дочерей и трёх сыновей. Евдокия Константиновна Жульникова вырастила пять дочерей. Муж Александр Филиппович пропал без вести в 1941 году.

2021.06.22 4-5 6Варвара Кондратьевна Баранова из д. Данилково воспитала четырёх сыновей и двух дочерей. Елизавета Ивановна Цветкова из д. Тухово вырастила двух сыновей и шесть дочерей. Иринья Илларионовна Агеева из д. Липовец вырастила пять дочерей и сына. Наталья Ивановна Лаптева из д. Осипово воспитала пять сыновей и двух дочерей.

Этот список можно долго продолжать. Их уже нет в живых. Стали сами отцами и матерями, дедушками и бабушками их дети.

А тогда, в 40-х годах перед вдовами стоял вопрос: как сберечь детей, накормить, обуть, одеть, да ещё и помочь фронту? Подписывались на заём, платили налоги, посылали в Фонд обороны тёплые вещи для бойцов. А как трудились, как терпеливо и безропотно переносили усталость, недомогания, обиды…

Женщина-вдова и мать имела право просить у государства большей помощи.

Но они не требовали, они понимали, что надо потерпеть, надо дождаться Победы и для этого государству помогать.

На митинге в д. Вялье колхозница Ольга Константиновна Федотова сказала: «Нужна тёплая одежда – дадим! Всё дадим! Красная Армия – это наши мужья, братья, сыновья и мы ничего не пожалеем для них. Я свяжу из шерсти носки и перчатки. Женщины, сделайте это и вы!»

Призыв жены фронтовика, матери пятерых детей нашёл отклик. Призыв опубликовала районная газета «Большевик».

По району всю осень 1941 года шла кампания по отправке тёплых вещей в Фонд обороны. Отдавали из последнего, оставляя себе самую малость. Из этой жертвенности и вырастала наша Победа.

Обратимся к воспоминаниям детей солдатских вдов.

О Зинаиде Богдановне Значитовой, 1890 г.р., д. Серёдка Мегринского сельсовета, – дочь Мария Конановна Значитова:

«Вспоминаю мою мать, и перед глазами вся наша большая семья: Дуся, Катя, Артемий, Тоня, Лиза, Миша, Нюра, Тамара… И мама, которая всегда что-то делает: прядёт, ткёт, чинит одежду, топит печь, готовит еду, кормит скотину… В войну нас с мамой оставалось шестеро. Старшие Артемий и Антонина были мобилизованы на фронт, как и отец. Они вернулись, а отец умер в госпитале от болезни в 1943 году. Нам казалось, что мама устали не ведала. Управится на колхозной ферме – и вместе со всеми в поле. А вечером дома управляется со своим хозяйством с фонарём…

Мама очень боялась налогового инспектора. Он грозился, что если вовремя не уплатишь налог, уведёт корову со двора. Мать как-то добывала деньги и рассчитывалась с государством. Она всё умела по хозяйству, даже кожи сама выделывала…»

2021.06.22 4-5 2 2021.06.22 4-5 5

О Екатерине Николаевне Мартыновой, 1900 г.р., д. Паник, – дочь Валентина Григорьевна Подгорная:

«В замужестве наша мать была счастлива. Всё перечеркнула война. Отец Григорий Матвеевич был призван в первые дни войны, погиб 16 августа 1942 года под Ржевом. Извещение о его гибели стало чёрным днём для нашей семьи. Мать «учредила» в семье День памяти отца. В этот день она накрывала стол, собирала родных и близких на поминальный обед.

Нас у мамы было пятеро. Младшему Коле было 7 месяцев, старшей Нине – 14 лет. Четверо учились в школе, помогали маме. В домашнем хозяйстве – огород 25 соток, коровы, куры.

Мама работала в подсобном хозяйстве стеклозавода, ей давали хлебный паёк. Но кормил нас в основном приусадебный участок. Одной капусты сажали по 10-15 гряд, чтобы крошево для серых щей заготовить в достатке. Мама покупала стеклянную посуду на заводе (ширпотреб) и обменивала на продукты в Сандово. Строгая и справедливая, она была человеком большой сердечной доброты.

В 1941 году к нам подселили семью эвакуированных с детьми. Мама подоит корову и парное молоко наливает одинаково всем детям. Жили одной семьёй…»

2021.06.22 4-5 1О Евдокии Фёдоровне Долинской,1902 г.р. п. Чагода, – дочь Елена Алексеевна Богданова:

«В годы войны моя мать работала в составном цехе Чагодощенского стеклозавода. На этой тяжёлой ручной работе мужчин заменили женщины. Отца мобилизовали в 1941 году. С мамой нас осталось трое, я – старшая. Мама ждала писем от отца, а пришло только одно. Я написала письмо в часть. Пришло лето 1942 года, а ответа всё нет.

Однажды в августе я пошла в кино. Слышу крик: «Женя, иди домой, тебя ищут!» Я прибежала домой, а там – отец! Он нас обнимал, спрашивал об учёбе и о том, что и как мы помогаем матери. Мама плакала. Оказалось, отец прибежал с вокзала, где остановился эшелон с военными. Попросил накопать ему картошки с собой. Часа через два мы пошли его провожать. Солдаты все грязные в рваной одежде.

Отец пояснил, что они долго были в окружении, вышли и возвращаются в свою часть. Так вот почему не было писем от отца! Младшего братика Васю солдаты подхватили, передают его из рук в руки, суют ему сахар, консервы. Мама радовалась , что отец жив и обещал вернуться.

Маму беспокоил недостроенный дом, который они с отцом за три года до войны перевезли с хутора в Чагоду.

От голода нас спасала мама, корова и картошка. Мама нас утешала: «Не горюйте, ребята, надо жить!»

Близился конец войне. Мама дом достроила, но ждала Победы с горьким предчувствием. Вот и 9 мая 1945 года мир пришёл. А отца всё нет. В июле 1945 года её пригласили в военкомат и вручили извещение о гибели отца 3 января 1945 года. Всё. Ждать больше некого…

Мы все закончили по 7 классов, а дальше каждый себе выбрал дорогу сам. Мама доживала в семье брата Василия».

Об Анне Ивановне Жульниковой, 1900 г.р., м. Устье реки Лидь, – дочь Валентина Михайловна Павлова:

«Мать работала лесником Смердомского лесничества, заменила отца. Ей досталась тяжёлая работа: пилила лес, заготовляла дрова для завода и для паровозов. А дома – семеро детей, сын и шесть дочек. Всех надо обуть, одеть, накормить, утешить…

Держала большое домашнее хозяйство. Тяжело пережила гибель нашего отца Михаила Филипповича, погибшего 26 декабря 1943 года в бою за Ленинград. Мама руки не опустила. Она была человеком верующим, и мы видели, что это ей помогает переживать утрату мужа. В вере она черпала духовные силы.

Мы во всём чувствовали любовь матери к нам: в её наставлениях, в её доброте и справедливой строгости. Мы все выросли, получили среднее и высшее образование, честно трудились. Мама в конце жизни говорила: «Я прожила долгую, счастливую жизнь». Она умерла в 92 года. С отцом они любили друг друга и счастливо прожили 20 лет до войны. Она нянчила внуков и правнуков. Их у Анны Ивановны 34…»

2021.06.22 4-5 3

Об Евдокии Ивановне Бондаревой, 1908 г. р., д. Метелищи – дочь Лидия Александровна Суханова:

«Моя мать всю жизнь прожила в д. Метелищи, работала в колхозе «Красный пахарь». Она всё умела: сеять вручную из лукошка, пахать конным плугом, косить и жать хлеба, молотить и обрабатывать льнотресту.

Да это можно сказать о любой женщине нашей деревни Метелищи. Ни отпусков, ни праздников. Война. Это все понимали и на трудности не жаловались. А кому плакаться-то?

С каждым годом войны число вдов в деревне росло. Только в нашей близкой родне четыре вдовы – сёстры отца и матери. Остались вдовами совсем молодыми, с детьми на руках, работали за себя и за своих мужей.

Вот фотография, где мы с сестрой Ниной и мамой. Фото 1940 года. Отец взял эту фотографию с собой на фронт. Можно представить, как часто он доставал её и смотрел на нас. Конечно, он хотел вернуться. Не привелось. Он погиб на Украине в бою за г. Житомир в январе 1944 г.

Вслед за извещением о гибели маме пришло письмо от солдата, совсем не знавшего прежде моего отца. В письме эта фотография. Солдат обнаружил её в кармане погибшего.

Наша деревня обезлюдела. Война выкосила почти половину в каждой семье. Председатель колхоза Николай Александрович Бойцов и его жена Ольга проводили на фронт четверых сыновей и внука. Двое не вернулись. У Ивана Ильича и Степаниды Самсоновны Богдановых воевали три сына, внук и четыре зятя. Погибли сын и зять. И так в каждой деревенской семье…»

2021.06.22 4-5 4

Как были вознаграждены женщины-вдовы, вырастившие, поставившие на ноги свои многодетные семьи? Да никак.

Они не были вознаграждены по достоинству совершённого ими материнского и гражданского подвига. Вдовы-труженицы так и ушли из жизни с единственными государственными наградами – медалями материнства разных степеней и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» Они так и доживали свой век в коммуналках и старых деревенских избах. Они думали, что «вот закончится война, вырастут дети, получат образование, начнётся совсем другая жизнь. А пока ещё наше время не пришло…»

Но вот «время пришло», государство позаботилось о вдовах фронтовиков, обеспечив денежным довольствием на приобретение жилья. Но это уже было время других. А те, кто в первую очередь был достоин этой заботы, не успели ею воспользоваться.

 

На долю мужей солдатских вдов выпала участь испытать самые кровопролитные бои 1941-1942 гг. Именно в эти годы в 1131 извещении стояла запись – «Пропал без вести. Место гибели и захоронения не установлено».

 

Екатерина Николаевна СЕРГЕЕВА,
составитель Книги Памяти
по Чагодощенскому району,
ветеран труда.
Фото из Книги Памяти
«Вдовы советские.
Чагодощен кий район».