БОРИСОВО – ПОСЁЛОК ТОРФЯНИКОВ
Дедовопольцы в субботу, 5 августа, отметят вековой юбилей
Торфопредприятие «Дедово Поле» находилось в посёлке Борисово (неофициальное название — Дедово Поле) Чагодощенского района Вологодской области.
В далёком 1923 году были начаты изыскательские и проектные работы по исследованию торфяного массива месторождения Дедово Поле (в то время это была территория Колобовского сельсовета) для создания топливной базы строящегося стекольного завода в местечке Белый Бычок (Чагода). Одновременно началась разрубка трасс для рытья будущих магистральных каналов, которые необходимы для сброса вод с торфяного массива.
1924-1925 годы — начали рыть основные магистральные каналы.
В 1928 год — комиссия специалистов «Госленторфа» (г. Ленинград), прибывшая в Колобовский сельсовет, решила, что Дедово Поле станет основной топливной базой для стеклозавода в посёлке Чагода.
Один из первых этапов разработки месторождения — осушение болот. Для проведения работ созданы три бригады из жителей ближайших деревень. Каналы (в обиходе их называют канавами) копали вручную.
Первый канал начали копать недалеко от деревни Кабожа в месте впадения реки Липки в реку Кабожа. Одновременно на полях выкапывали «пионерные» периферийные каналы, которые затем соединяли с магистральными. Рытьё основных магистральных каналов закончилось к 1930 году.
Добычу кускового торфа начали на первом карьере, вблизи деревни Алексеевское. При помощи локомобиля готовилась торфяная масса, и по двум тросам транспортировалась вдоль карты для расстила и сушки (карта — участок торфяного массива, расположенный между каналами), затем при помощи ножа-секача разрубалась на куски, снималась с тросов и укладывалась на её поверхность для сушения рядками. Преобладал тяжёлый ручной труд.
В 1929 году добыча торфа была механизирована, в производстве начали использовать технику. Это повысило производительность, улучшились условия труда.
Для сушки и уборки кускового торфа требовалось большое количество рабочих. На сезон вербовали до 1500-2000 человек, 80% из них — женщины. В основном это были выходцы из Мордовии, Татарии, Чувашии, Украины, Белоруссии.
В 1931 году приступили к вывозке торфа на Чагодощенский стеклозавод, использовали конную тягу.
В 1938 году построили железную дорогу узкой колеи «Борисово-Чагода». Торф стал транспортироваться мотовозами и паровозами.
1941 год. В период Великой Отечественной войны торфопредприятие не работало. Добыча торфа возобновилась только с 1945 года.
В 1950-е годы активно велось строительство жилья в посёлках Борисово и Бараново. Были возведены бревенчатые и каркасно-щитовые здания.
В 1970 году стекловаренную печь стеклозавода в Чагоде перевели на жидкое топливо. Потребность в торфе отпала. Производство кускового торфа и поставка его заводу прекращается. Торфопредприятие перешло на производство иного вида продукции — фрезерного торфа, который по узкоколейке стали доставлять в Сазоново, перегружать в вагоны широкой колеи и отправлять на Череповецкую ГРЭС (посёлок Кадуй), а также на ГРЭС в городе Кировск Ленинградской области.
В 1977-1978 годах продолжается строительство жилья и объектов соцкультбыта на территории посёлка Борисово, в том числе бревенчатых, каркасно-щитовых, кирпичных зданий.
В 1987 году освоено производство микропарников из торфяной смеси в упаковке из полиэтиленовой плёнки.
На протяжении всего периода деятельности торфопредприятия торф реализовывали населению и колхозам как удобрение, для обогащения песчаных почв.
1996 год. Поставка торфа прекращена всем потребителям, за исключением местной котельной — единственной в регионе, использующей в работе фрезерный торф.
1999 год. В посёлке Борисово построен торфобрикетный завод для изготовления торфобрикета из фрезерного торфа для работы котельных не только Чагодощенского района, но и ближайших к нему территорий.
Годы экономических реформ были непростым испытанием для торфопредприятия и его работников. Изношенная техника, нехватка средств на её ремонт и замену, на горюче-смазочные материалы не позволяли заготовить плановое количество торфа. Хронические невыплаты заработной платы создавали напряжённость в коллективе. На это время пришёлся и пуск торфобрикетного завода, наладка и стабилизация технологических процессов на котором проходила в таких же непростых условиях.
В 2003 году торфопредприятие Дедово Поле реанимировано ООО «Руссфинком» (г. Москва), сделавшим значительные инвестиции в его развитие. На базе торфопредприятия было создано ЗАО «Дедово Поле», но, к сожалению, после 2008 года и это производство сошло на «нет».
Подготовила Виктория ИЛЬИНА
с использованием статьи сайта
«Архив о железной дороге»),
воспоминаний ветеранов труда
и работников торфопредприятия
«Дедово Поле», материалов
районной газеты «Искра»,
Чагодощенского районного архива.
ИЗ ИСТОРИИ:
ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
В 1950 году торфопредприятие «Дедово Поле» открыло подсобное хозяйство в деревне Паник. На полях выращивали картофель, в парниковом хозяйстве - капусту, овощи. Для обработки полей содержали 13 голов лошадей.
На дворе - 24 дойных коровы, 4 свиноматки, молодняк свиней забивали и вместе с молоком ежедневно привозили в столовую посёлка Борисово. Столовая в основном обслуживала сезонных рабочих.
В 1960 году подсобное хозяйство прекратило свою деятельность. Столовая закрылась.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСЁЛКА
По проекту директора торфопредприятия «Дедово Поле» Ландграф Р. В. в 1975 году был построен и открыт обелиск в честь воинов, погибших в годы ВОВ.
В 1973 году был образован Борисовский сельский Совет народных депутатов.
На территории посёлка были расположены: медпункт, Дедовопольская неполная средняя школа, котельная, водяная башня, очистные сооружения, железнодорожный вокзал, гаражи, детский сад, контора управления, торговый центр, в котором размещены три магазина, отделение связи, библиотека, сберкасса, контора участка МП «ЖКХ».
В 1985 году была построена асфальтированная дорога «Малашкино-Борисово».
По воспоминаниям пенсионера, ветерана труда
Герасичева Василия Николаевича, 14 февраля 2000 г.