АНИНА ШКОЛА ЖИЗНИ

Воспоминаниями о военном детстве и послевоенном студентчестве рассказала старожил из п. Борисово Анна Матвеевна Михеева

Есть деревни в нашем районе, в которых зимой жизнь замирает, и лишь летом, когда приезжают дачники отдохнуть от городской суеты, туда возвращается жизнь.

2020.05.22 6 2

Чтобы сохранить память об укладе жизни старых, а порой уже исчезнувших деревень, «Искра» перекладывает на свои страницы рассказы старожилов, таким образом пополняя историю нашего района.

Ветеран педагогического труда, уважаемый житель п. Борисово Анна Матвеевна Михеева родилась в 1929 году в д. Фрязино Избоищского сельского совета.

2020.05.22 6 1

- Мой отец по тем довоенным временам был очень грамотный человек, закончил четыре класса, умел читать-писать и считать. Меня с братом и сестрой тоже рано обучил грамоте. Помню, как в пять лет я вечерами сидела у горящей печки и в свете огня читала маме книжки.

В Избоищах была большая барская библиотека. Там хранились толстые книжки в красивых, теснённых золотом переплётах, а в словах использовали ять, – вспоминает Анна Матвеевна. – Учебный год в школе начинался в октябре, когда был убран весь урожай и выкопана картошка. В каникулы все школьники помогали колхозникам.

В семилетней школе в д. Избоищи учились ребятишки из окрестных деревень. Занятия проходили в двух зданиях: в барском доме на краю деревни и в двухэтажном здании в центре. Это одна из старейших школ в районе, в ней были настоящие парты с уклоном, за которыми сидели по три ученика. Занимались дети только в светлое время суток, ни свечей, ни электричества в то время в деревнях не было.

Помнит Анна Матвеевна, как в наши края в 1939 году переселяли финнов с приграничной территории, потомки этих переселенцев до сих пор выделяются среди чагодощенцев непривычными фамилиями, а во многих семьях сохраняют свои исконные традиции и даже обряд похорон проводят по своим обычаям.

А ещё раньше, в 1937 году, переселяли целые семьи из Эстонии. Понурые, уставшие лошадёнки тянули телеги с нехитрым скарбом, а рядом шли взрослые и дети с грустными уставшими лицами. За деревней Семово в деревеньке Ельники они и обосновались. Жили скромно своим хозяйством, были очень работящими, держали пасеку, по-своему ткали полотна, сохраняли свои уклад жизни, культуру и веру.

- Однажды эстонская семья моей одноклассницы Люси Поэглис пригласила несколько ребят на её день рождения. Нас усадили за большой накрытый стол с салфетками и столовыми приборами, каждому выдали ножичек, вилочку. Для нас это тогда было в диковинку, – рассказывает Анна Матвеевна. – Кругом нищета страшная, за полмешка муки, припасённого для семьи на всю зиму, могли объявить кулаком и посадить. Мой свёкор рассказывал, что привык спать в одежде, даже не снимая рукавиц, так как в любой момент мог приехать «чёрный воронок» и забрать кормильца.

Когда началась война, отцов и братьев призвали на фронт, в деревнях остались лишь старики, женщины да дети. Из питания в деревне были только турнепс да брюква. В колхозе на дальних покосах варили баланду из муки и кипятка, ели все из общего котла – только ложки мелькали. Работы в военные годы прибавилось, многие школьники перестали учиться, но Анна имела такую тягу к знаниям, что, несмотря на тяжёлый труд, всегда училась на пятёрки и продолжала много читать. Чтобы дочь не умерла от голода, мама определила Анну в няньки в зажиточный дом бухгалтера сельмага, там одной рукой качала ребёнка в люльке, другой решала задачки.

Помнит женщина страшный 1942 год, когда у деревни Приворот строили ветку железной дороги Кабожа-Подборовье для снабжения блокадного Ленинграда. На строительстве задействовали так называемых трудармейцев, куда набирали «неблагонадёжных» – этнических немцев, эстонцев, финнов и советских военнопленных. Очень много людей в тех местах погибло от бомбёжек, но в большей степени от тяжёлого труда и постоянного голода.

Вспомнила Анна Матвеевна и такой страшный эпизод войны, когда в 1943 году целый класс Избоищской школы, ребят 1925 года рождения, призвали на фронт, и по дороге эшелон разбомбили, погибли все.

В 1945 году Анна перешла учиться в старшие классы Белокрестской школы:

- Как настаёт понедельник, встаёшь и в 4 утра с заплечным мешком картошки или крошева идёшь 15 километров от д. Фрязино в школу. На постой школьников пускали жители с. Белые Кресты за помощь по дому. Бывало, дойдёшь до хозяйкиного дома, устанешь, вся продрогнешь, заберёшься на печку согреться да и уснёшь, – продолжает рассказ Анна Матвеевна. – Десятилетку заканчивала с Зоей Анатольевной Питерцевой. Ещё помню, был одноклассник Николай Яковлев, мы его звали Котя, он уже давно умер.

В институте в Череповце тоже было не сахар, очень много было фронтовиков, раненых, увечных, кто без руки, кто на костылях. Стипендия маленькая, семья помочь не могла, жили по 8 человек в комнате общежития, скидывались на квашеную капусту – так и выживали. Всю первую зиму я проходила в институт в парусиновых туфлях.

Старательная студентка со второго полугодия стала получать повышенную стипендию, а к окончанию института смогла купить себе платье и пальтишко. При распределении попросилась в родной район, в тот год открывали Дедовопольскую семилетнюю школу, директором которой назначили Анатолия Александровича Бельского, который был учителем Анны ещё в Избоищах.

Учителем литературы, а потом и завучем школы в п. Борисово Анна Матвеевна проработала более 30 лет, до выхода на пенсию. Наизусть декламировала своим ученикам сказки Александра Пушкина и до сих пор любит читать и разгадывать кроссворды.

 

Ольга ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из архива редакции.