БЕЛОКРЕСТСКАЯ, РОДНАЯ

(В предвоенные и в годы Великой Отечественной войны)

О славной истории Белокрестской средней школы, построенной на средства контр-адмирала Ф.О. Юшкова во второй половине 19 века (тогда ещё начальной), можно говорить долго.

6-2

Деятельность школы прославлена большой плеядой замечательных педагогов, огромным количеством выпускников, среди которых есть известные люди, прославившие наш район героическими и трудовыми достижениями. Абсолютно убеждён в том, что история школы, одна из лучших в районе, заслуживает достойного освещения.

Я же в своей работе осмелился затронуть её деятельность в трудные предвоенные и военные годы. Ссылка на смелость заключается в том, что не был очевидцем тех лет, родился после войны. Исходя из этого, в изложении материала основываюсь исключительно на строгой фактической базе (сохранившиеся документы и воспоминания ряда учеников той поры). Разумеется, вполне отдаю отчёт, что смогу предоставить лишь небольшой пласт жизненного многообразия учебного заведения…

Замечательным событием для посёлка Сазоново стало воздвигнутое добротное двухэтажное здание средней школы в 1937 году. Расположенное на небольшом возвышении, оно привлекало всеобщее внимание.

Внутри широкие коридоры, светлые кабинеты. Для проведения учебного процесса имелось всё необходимое оборудование. Только и оставалось: учись и не ленись.

Знакомясь с имеющейся документацией, как педагог не мог не отметить, что много из того, что было тогда в учебном процессе, сохранилось и в наше время. Точно такие же отпуска были у учителей по утверждённому графику. Приказом от 23 октября 1938 года были восстановлены методические объединения в районе и школах. Не исключение и Белокрестская.

Назначались заведующие учебными кабинетами с окладом в 25 рублей. Естественно, по тем тарифам.

Регулярно проводились педсоветы, семинары. Выезжали учителя и на курсы повышения квалификации. Как и сейчас в школах, администрация требовала от учителей итоги предварительной успеваемости. А потом на педсоветах, что следует из их протоколов, спрашивали тех, у кого много неуспевающих в классе и почему проводится недостаточная работа с отстающими.

6Указывалось и на то, что нет должного контроля помощи отстающим со стороны сильных учеников. Спрашивали строго. Нынешние учителя-коллеги подтвердят, такой систематической дополнительной работы нет. Времена не те. Нынче в ходу слово «репетиторство», причём за определённую плату. Что ж, веяние нашего века – такова современная жизнь.

По итогам года проводились обязательные испытания (так называли экзамены) с 5 класса. После чего до всех доводился приказ о переводе или оставлении на повторный курс учащихся.

Заинтересовала меня и такая ситуация. Почему-то среди учителей наблюдалась большая текучка кадров. В чём же здесь дело? И фамилии фигурировали такие, каких в Сазонове не было и нет. Моё недоумение разъяснил Василий Гаврилович Рогушков, тогдашний ученик школы. Оказывается тогда не требовалась строгая обязательная отработка в течение трёх лет. Поэтому приезжие учителя в силу ряда личных причин могли без проблем сменить место работы. Кстати, Василий Гаврилович дал лестную характеристику стабильно работающему коллективу.

В годы войны учительский коллектив школы был исключительно женским. Работавшие мужчины ушли на фронт.

И как же не выразить слова благодарности учительницам за терпение, самоотверженность в работе! У каждой из них кто-то был на войне, а посему не покидало их чувство тревоги за близких. Плюс ко всему бытовые неудобства, отсутствие самого элементарного. Но все так жили. А своё плохое настроение, пожалуйста, держи при себе, ведь идёшь к детям, не выплёскивай на них собственную боль. Наоборот, поистине с материнской заботой думай о чужих детях. В их семьях тоже живётся несладко, и того горше – многие получают похоронки. Поэтому и переживали горе горькое сообща.

Да всё это на фоне сопутствующей нехватки учебных пособий, простых тетрадей, чернил, мела… Но не раскисали же, продолжали давать знания, и, что самое главное, задействовали умело воспитательный момент (всегда должен быть), прививая ребятам чуткость, заботу, взаимопомощь и убеждение, что всё переживём, одолевая врага.

И уж, несомненно, воздам должное учителям-фронтовикам, поочерёдно уходившим на войну. Жаль, если вдруг кого-либо не упомянул. Вот они. Григорьев Иван Алексеевич ‒ военрук, Клёпиков Павел Степанович – физик, Григорьев Евгений Иванович – русский язык, Ипатов Семён Ефимович – завуч (погиб), Ерохичев Степан Павлович – математик (погиб), Фомичёв П.В., Полюков П.И. – их судьба мне неизвестна. И ещё два директора: Зевунов Афанасий Иванович и Кошелев Алексей Иванович. С душевными нотками в голосе рассказывал мне В.Г. Рогушков, как в августе 1941 года на школьном митинге провожали Афанасия Ивановича на фронт, где он погиб. Василий Гаврилович сообщил, что неслучайно выбрал географический факультет, поскольку боготворил уроки географии, которые проводил А.И. Зевунов. Ну а Алексей Иванович Кошелев вскоре и сам отправился воевать в 1942 году.

Особо хочется сказать ещё об одном учителе труда, рисования, черчения Калясине Михаиле Васильевиче. Прекрасный мастер своих предметов.

Личность для Белокрестской школы легендарная. Начал преподавать ещё до войны и призван в армию в 1940 году. Попал в плен и пережил все ужасы неволи. Можете представить мощнейшую психологическую травму у человека! Вроде и участник войны, но к военнопленным отношение было незаслуженным, обидным. И это угнетало его вдвойне. Всю эту моральную тяжесть хранил в себе. Несмотря ни на что ещё долго работал до выхода на пенсию. Скрывать нечего. Да, были у него срывы и воспитательные методы, против которых нынешние детские обмудсмены дружно бы закричали: «Ни..зя!» Никто никогда не жаловался, в то время и представить это было нельзя. Самые хулиганистые пацаны, теперь уже взрослые вспоминают о нём с доброй улыбкой.

Накануне и в годы войны от всех работников (школа не исключение) требовалась строжайшая дисциплина. Всё это отражено в знаменитом Указе Верховного Совета от 26 июня 1940 года. Нарушителям грозило наказание. За опоздание на работу ‒ выговор, а за прогул ‒ под суд. Причём скидок не было никому: ни техническому персоналу, ни учителям.

Вот суровые подтверждения: «Техничка Александрова Т.С. опоздала на 20 минут ‒ выговор. «Отстранить от работы военрука Слюдова за опоздание на 27 минут». «Михайлова Мария, уборщица, не вышла на дежурство 20 августа 1941 года, Минихина Мария, уборщица, не вышла».Дела переданы в суд. Ни с кем не церемонились. А в чём причина? Что скрывается за строгими приказами? А, может, неурядицы в семье, бытовые проблемы помешали? Кстати, один из провинившихся в оправдательной записке указал, что заготовлял дрова…

В учебном здании средней школы было две смены. В основном большинство заканчивало семилетку. Классы большие, даже очень большие. В каждом не менее 25 человек. А в одном из них в списке увидел аж 47 (!) обучающихся.

Каждый педагог схватился бы за голову. В девятом и десятом классе было не так многочисленно. Что неудивительно, мало кто хотел получить среднее образование. К тому же обучение, оказывается, с 1941 года было платным – 150 рублей. Бывшие ученики объяснили мне тем, что банально не хватало средств в стране.

Однако имелась и скидка. Постановлением СНК от 2 июля 1941 года освобождались от уплаты малоимущие, иждивенцы, больные и т.д. Но за неуплату нельготников отчисляли. О чём и увидел в ряде приказов. Кроме того исключали и за неуспеваемость, плохое поведение, прогулы (сейчас нельзя). С большим любопытством вчитывался в инструкции по поводу дисциплины среди учащихся. Позабавила такая интересная фраза: «Должно быть недопущение стремительной (!) беготни по школе». Ну, дети есть дети. Во все времена и во всех школах шалили. Продолжу выписку из циркуляра: «Наблюдается стрельба из резинок, бросание хлеба, овощей». Это до войны. А во время её – какое бросание хлеба! Простой корке хлеба рады. До баловства ли – лихая година заставляла ребят быстро взрослеть.

Среди нарушителей дисциплины часто отмечались Жилинский Юрий, Ёлкин, Любомирский, Быстров.

Озорники, но все потом ушли на фронт. Справлялся о них в «Книге Ветеранов района». Испытал радость в душе, прочитав приказ, в котором выражалась благодарность ученику 9 класса Жаркову Мише, нашедшему кошелёк с деньгами (видимо, кого-то из учителей) и передавшему его администрации. Впоследствии Жарков Михаил Павлович (1922г.) – участник ВОв.

Сама школьная жизнь была насыщенной, плановой. Активно работали пионерская и комсомольская организации. Митинги, вчера памяти по важным датам, субботники, походы, спортивные мероприятия – всё как положено. В годы войны на ребят, конечно, выпала и физическая нагрузка. Весь сентябрь безвылазно проводили в колхозах. Помимо этого в летние каникулы без скидок на возраст помогали взрослым (а это были в основном женщины).

Старшеклассники создавали бригады по заготовке дров (печное же отопление). Какие же это были трудные условия! Холод, голод, некоторые были вынуждены бросать учёбу. Вот сухие строчки из приказов: «Оставить на повторный курс», «Считать выбывшей из школы». А что скрыто за этими фразами? Да просто недоедали дети, растущий организм требовал. Вот и сидишь в холодном классе (зимой), а думы о еде. Что смогли дать дома в школу (если есть что), то и поешь. И обувка – опорки, дай бог, если сапоги, одёжка с взрослого плеча. Пойдёт ли учёба на ум, когда в жидкой домашней похлёбке крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой? Кого не спрашивал из тогдашних учеников, как один вспоминали пресловутую холщовую сумку и тетради из газет. Удивительно ли, что недоучились?

Впрочем, предоставляю слово очевидцам. Крылова Валентина Петровна: «Класса два отходила, а потом и пошла бы, да одеть нечего. А потом и младших нянчила. Матери-то надо было помогать». Жаркова Римма Ивановна: «До сих пор не забыть лиц одноклассников. В больших детских глазах – страх и голод».

Война жила в каждом. Это отражено и в школьной документации. Враг был близко, захватил Тихвин. С первого октября 1941 г. введено обязательное обучение правил ПВХО с учащимися 5-10 классов. Был составлен подробный план эвакуации детей из здания на случай воздушной тревоги (а они случались).

В октябре создана группа по ликвидации последствий воздушных налётов. В январе 1942 г. для учащихся 8-10 классов в зимние каникулы проводились военные занятия. И даже на военный манер в январе 1943 г. входящему в класс преподавателю отдавали рапорт. Правда, в апреле 1943 г. приказом наркома просвещения отменили. Вот так было. И учителя, и ученики как могли помогали фронту.

В немногих сохранившихся номерах газеты «Большевик» за военный период нашёл заметки о том, как дети Белокрестской школы отправляли посылки с вещами на фронт, по мере возможности сдавали деньги, писали трогательные письма родным на войну. И неизменно жили с верой в победу над ненавистным врагом. И она пришла.

Ну а затем, уже после войны, продолжилась новая славная страница в летописи Белокрестской школы вплоть до 1971 года. Выпускники её с теплотой вспоминают проведённые годы учёбы и с благодарностью отзываются о школьных педагогах. Полностью разделяю это мнение и я, бывший ученик родной Белокрестской.

Анатолий КИСЕЛЁВ,
п. Сазоново.