ЗА ПЛЕЧАМИ - СТОЛЕТИЕ

Завтра, 4 марта, старейшая жительница Чагоды Анна Ивановна Соловьёва отметит 100-летний юбилей

Вся жизнь Анны Ивановны Соловьёвой связана с железной дорогой, Чагодощенским краем.

1

Девятнадцатилетняя девчонка после успешной сдачи экзамена в Чагоде ранней весной 1942 года стала работать стрелочником на станции Старое Огарёво.

По её рассказам, чтобы соединить две железные дороги - Северную и Октябрьскую и тем самым разгрузить Вологодский железнодорожный узел, уже 18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки «ЧагодаКабожа» длиной 48,5 км, которую построили за три недели в в условиях суровой морозной зимы.

В Огарёво доставлялись цистерны с горючим для заправки самолётов Пильнецкого аэродрома.

Значение этой ветки трудно переоценить - это была настоящая железная магистраль, обеспечивающая жизнь Ленинграду.

В 1942 году Анне Ивановне было присвоено звание младшего сержанта, затем сержанта.

По окончании курсов ДСП в 1943 году она работала в Бортникове дежурной по станции, куда из Чагоды в любую погоду шла пешком 6 км.

Все работники на станциях жили в землянках, находились на казарменном положении, обеспечивая бесперебойное движение 20-ти составов в сутки с военной техникой, эшелонов с солдатами, санитарных поездов. Дежурить приходилось по 12, а иногда и по 24 часа.

Особенно тяжело было в морозы зимой, когда хрупкой девчушке надо было передавать помощнику машиниста паровоза на полном ходу жезл одной рукой, а второй - держать тяжёлый керосиновый фонарь. В редкие минуты отдыха молодые девчонки любили слушать песни и танцевать под звуки патефона.

После снятия блокады Ленинграда её направили на станцию Малукса, в 10 км от которой были немцы. Всё вокруг было заминировано противотанковыми минами. Работать приходилось в экстренных ситуациях. Начальник станции Степашов Сергей Николаевич подорвался в карьере во время отгрузки балласта для восстановления железной дороги, и Анна Ивановна исполняла его обязанности.

В Малуксе не было ни одного дома, всё разбомбили, даже станция была в землянке. Вдоль железной дороги - ни одного целого дерева, все разбиты снарядами.

После окончания курсов начальников станции в Ленинграде она получила звание младшего лейтенанта.

Радостную весть о Победе Анна Ивановна узнала от диспетчера рано утром 9 мая 1945 года во время дежурства. Поезда шли каждый час, не останавливаясь, и находчивая железнодорожница прикрепляла к жезлу записки с единственным словом «Победа!».

В январе 1947 года Анна Ивановна вернулась в свой посёлок и стала работать дежурной по станции «Чагода», с 1962 года - товарным кассиром, а затем старшим товарным кассиром, откуда в декабре 1983 года вышла на заслуженный отдых.

Ветеран имеет государственные награды, но больше всего дорожит медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В настоящее время, несмотря на свой преклонный возраст, Анна Ивановна занимает активную жизненную позицию.

Она стала вдохновителем создания гастрономического бренда «Чагода – родина серых щей», а её рецепт стал основополагающим в создании одноимённой книги рецептов и стихов.

Воспоминания Анны Ивановны вошли в документальный фильм «Неоценимый подвиг», посвящённый железнодорожникам, которые ковали победу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., снятый киногруппой под руководством председателя общества любителей железных дорог Алексея Вульфова, и в сборник воспоминаний железнодорожников Октябрьской магистрали о Великой Отечественной войне (1941-1945) «Память сильнее времени».

Мало кто знает, что на 70-летие Победы паровоз пришёл на станцию «Чагода» благодаря личной просьбе Анны Ивановны, которой удалось убедить Алексея Вульфова в успехе данного мероприятия и важности его для подрастающего поколения. Она лично активно участвовала в исторической реконструкции «Прибытие поезда Победы на железнодорожную станцию «Чагода»».

Две военные шинели Анны Ивановны: солдатская и офицерская удостоены диплома Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» за участие в конкурсе «Самый лучший экспонат для моего музея» и выставлены в музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге.

Воспоминания Анны Ивановны Соловьёвой были показаны в преддверии 75-летия Победы в фильме «Малые дороги Победы» в программе «Клуб любителей железных дорог», которая выходит на Московском отраслевом телеканале «РЖД ТВ». Во всех пригородных поездах Северной пригородной пассажирской компании (Ярославль), оборудованных телевещанием, показывают ветерана Великой Отечественной войны из посёлка Чагода в фильме «Неоценимый подвиг», в котором она рассказывает о строительстве железнодорожной ветки «Чагода-Кабожа».

Слёзы до сих пор наворачиваются на глаза потомственной железнодорожницы, профессиональный железнодорожный стаж семьи которой составляет 240 лет, при воспоминаниях об этой страшной войне.

В свой золотой юбилей Анна Ивановна полна оптимизма, любит встречаться с молодёжью, печёт вкуснейшие пироги, радуется каждому прожитому дню.

 

Александр ГЛАДЫШЕВ.
Фото автора.