СТАРШИЙ МАШИНИСТ

Сергей Иванович Никитин из Чагоды 17 июля отметил 95-летний юбилей

Всю свою жизнь наш земляк проработал на железной дороге

7-1

Родом он из д. Григорьево Анишинского сельсовета.

В 1935 году семья перебралась жить в Чагоду. Отец работал на погрузке стекольной продукции, которая поступала в посёлок со Смердомского стеклозавода.

-Немцы вероломно напали на нашу страну. Отец на 10-й день от начала войны был уже в Вологде. Он всё время маме присылал письма, но она нам особо ничего не рассказывала. Последняя весточка от отца пришла в сентябре 1941 года со станции Ефимовская. Отец писал: «Едем на фронт. На место приедем, я подробно напишу». Но нам сообщили, что отец пропал без вести, - вспоминает начало военного времени юбиляр.

Мать, как и многие женщины тех лет, осталась с четырьмя детьми на руках. Самый младший позднее умер. Сергей Иванович рассказывает, что мать всю войну держала корову.

-Как она это делала, не могу себе даже представить. Ей не давали покоса. Она меня, как самого старшего, брала с собой на Тоцкое болото, по краю которого косила, а я босиком, прыгая по кочкам, поднимал с воды травинки, которые туда падали.

Поэтому мы с братом и сестрой не голодали - хоть по стакану молока выпивали, - вспоминает ветеран.

В 17 лет юношу приняли на железнодорожную станцию помощником весовщика. Через год его поставили работать в смену. В то время на завод шло много составов с грузами – везли дрова, песок, соду… Весовщику надо было контролировать, чтобы вагоны вовремя выгружались, чтобы их на разгрузке не повредил трактор.

В 1949 году молодого человека призвали в армию. Служил за границей, в 13-й отдельной истребительной противотанковой бригаде. На третьем году службы ему было присвоено звание старшины. Юноша решил пойти учиться в трёхгодичную школу машинистов паровозов, которая располагалась в Лодейном Поле.

Сергею дали отпуск, он сдал экзамены, результаты которых узнал не сразу. Юноша вернулся на службу. В середине августа он получил радостную весть – в ученики зачислен, на учёбу необходимо явиться 1 сентября, в случае опоздания более чем на 10 дней, его отчислят.

А приказа о демобилизации ещё нет, подписать его может только командующий Северной группировкой войск, который должен приехать в часть для проведения инспекторской проверки, - рассказывает Сергей Иванович.

С трепетом юноша ожидал приезда командующего, который прибыл только 29 августа. Молодому человеку не сразу разрешили обратиться. Но попав на приём, он смог его убедить издать приказ о демобилизации старшины.

На учёбу молодой человек опоздал на пять дней. Выяснилось, что за него ходатайствовали командир части, где парень служил, и сам командующий с просьбой не отчислять старшину за опоздание.

Незаметно прошли полтора года учёбы. Практику юноша проходил в Хвойной и в Чагоде.

Через месяц после её окончания молодой человек получил допуск самостоятельно водить поезда. Вернувшись в Чагоду уже полноправным машинистом, познакомился на танцах со своей будущей женой. С ней они воспитали дочь, прожили вместе 65 лет. В 2021 году Сергей Иванович овдовел.

На протяжении 20 лет Сергей Никитин был старшим машинистом, водил железнодорожные составы до 55-летнего возраста (таковы были правила РЖД), а потом ещё 8 лет работал дежурным по депо. Всего работе на железной дороге Сергей Иванович посвятил 46 лет жизни. Мужчина имеет звание «Ветеран труда». Неоднократно был поощрён различными наградами на предприятии.

 

Татьяна ГУЗЕНКО.
Фото автора.