О порядке рассмотрения обращений граждан управляющими организациями

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) урегулированы правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и иные организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ установлен 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Однако, управляющая организация не является государственным органом или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, или иной организацией, на которую возложено осуществление публично значимых функций.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.02.2019 № 48-АД19-2, № 88-АД19-2, управляющие многоквартирными домами компании являются обычными юридическими лицами, созданными для получения прибыли и не осуществляют публично значимые функции.

Таким образом, правоотношения, возникающие между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими компаниями, носят гражданско-правовой характер и на них не распространяются требования Закона № 59-ФЗ, в том числе и требования об обязанности рассмотрения обращений в 30-дневный срок.

При этом, управляющие организации имеют статус исполнителей коммунальных услуг, обязанности которых, определены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где также определены виды обращений потребителей и сроки их рассмотрения.

При направлении заявлений в управляющие организации необходимо руководствоваться положениями вышеуказанного Постановления Правительства РФ. Так, управляющая организация обязана вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подп. «к» п. 31 Постановления Правительства РФ).

Заместитель прокурора района
младший советник юстиции
Е.В. Тарасова