Минфин России: «одноименные» закупки у единственного контрагента по Закону №44-ФЗ не ограничивают конкуренцию
В подготовленном специалистами министерства письме, в частности, отмечается, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
не ограничивает и не запрещает закупки одноименных товаров, работ и услуг у единственного контрагента на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 01.01.2014 Законом № 94-ФЗ. При этом заказчик вправе осуществлять закупки на основании указанных пунктов, в том числе одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика в пределах установленных Законом № 44-ФЗ максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, максимального стоимостного объема в абсолютном выражении (Письмо Минфина России от 08.06.2022 № 24-01-07/54275).
Также подчеркивается, что ст. 8 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного контрагента на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В то же время нарушением указанного принципа является совершение заказчиком действий, которые противоречат установленным Законом № 44-ФЗ требованиям.
Таким образом, нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении указанных закупок отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому могло быть при этом допущено. В то же время обеспечение конкуренции реализуется посредством установления в Законе № 44-ФЗ требований к порядку осуществления закупок у единственного контрагента.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса А.В. Кузнецов