ВОТ ПРИЕХАЛИ МЫ В ЛАГЕРЬ…

Рассказ

В отряде он выглядел жалким и потерянным. Маленький, щупленький, с потухшим взглядом, словно чувствовал за собой постоянную вину, только непонятно, в чём она заключалась.

6

Тем более усиливалась его отстранённость среди компании шумных горластых мальчишек и бойких девчонок, прибывших на смену в пионерский лагерь «Ольховка», расположенный в окружении лесных угодий на берегу живописной, с бурным течением реки Слиди.

Такого-то хлюпика бери и ешь с потрохами. Мальчишки на то и мальчишки в своём стремлении выделиться, утвердить себя авторитетом, достигают этого разными способами. В пацанской среде прежде всего ценится физическая сила, а не какие-то другие качества. Детские наивные представления исчезают, будто мыльная пена, по мере взросления.

В отряде «Звезда» воистину «звездил» Генка Самохин, упитанный и краснощёкий парнишка, ростом выше всех, что позволяло ему и в прямом смысле свысока поглядывать на сверстников. Вокруг него всегда тёрлась группа ребят, верноподданно внимавшая своему лидеру и выполнявшая все его распоряжения.

Разумеется, Вовка Смирнов (пора озвучить имя робкого парнишки) явился непременным объектом для колких шуточек и получения мелких пакостей. Чем может ответить этакий заморыш? Нет, само собой никто его не поколачивал, да и за что? А вот как-то нагадить парнишке – милое дело.

Всем познавшим атмосферу пионерских лагерей в своё время (отметим прекрасные условия жизни и быта) хорошо известна непременная забава после отбоя тихо подкрадываться в палаты к девчонкам и к парням тоже и осторожно мазать лицо зубной пастой. Вот такой «грим» частенько бывал запечатлён на лице Вовки. Под радостный смех гримёров шёл сконфуженный мальчишка умываться.

Среди разнообразия лагерных мероприятий почитаемы были общие спевки отрядов. Виртуозно аккомпанировал на своём аккордеоне музыкальный руководитель Саша. Так даже и здесь не оставляла в покое Вовку челядь Генки Самохина. Устраивались позади мальчишки в следующем ряду и дожидались вожделённого момента в песенном репертуаре. Лихо голосил юный народ пионерские песни: «Взвейтесь кострами …», «Чунга-чанга…».

И вот наконец завёл Саша долгожданную, популярную и любимую:

-Вот приехали мы в лагерь,

Чтобы отдыхать,

Поиграть, повеселиться

И потанцевать.

Именно последнее слово гоп-компания изменяла и радостно выдавала:

-Поиграть, повеселиться…

И по морде дать.

И в этот момент Лёнька Кутиков с лисьей физиономией и растопыренными ушами выдавал сзади затрещину Вовке, безропотно сносившему оскорбление под весёлое гиканье огольцов. Впрочем, вскоре парнишку оставили в покое, живи себе. Но и не приближали, не втягивали в игры. И сам он, естественно, сторонился от всех после «дружеских тёплых» приёмов. Посиживал себе тихонько на разных мероприятиях, но лишь созерцая происходящее.

Вожатый второго отряда «Звезда» Сергей Новиков, студент пединститута, проходивший пионерскую практику, конечно, испытывал определённые трудности. Опыт на нуле. Так ведь его можно набрать, только поварившись в ребячьем котле. Спланировать отрядные мероприятия на день, методика их проведения – всё изучалось в институте. С этим проще. Но главное-то поддержка хорошей атмосферы в коллективе, привлечение всех в групповые дела – штука серьёзная. Конечно, вожатый не мог не замечать определённое равнодушие и не только ребят и девчонок к робкому пареньку, исподволь подталкивал изменить их позицию. В футбол играть его не брали, отмахивались: «Куда такого дистрофика, лёжа качает!» «Весёлые старты» тоже мимо него - подведёт команду. На выездных встречах с другими лагерями не боролся за честь своего лагеря – «таких не берут в космонавты…»

Вожатый Сергей замечал в глазах парня скрытую зависть к другим: бойким на язык, шустрым. Ненавязчиво беседовал с ним. Вовка приехал из деревни, рос без отца. Как оказалось, завзятый книгочей, добрый по натуре с романтическими позывами. Много узнал Сергей о нём и у матери, приехавшей на родительский день с двумя младшими сыновьями. С теплотой и заботой потчевала та сына привезённой едой. Но ему-то важна встреча с родными, почувствовать их любовь и ласку. А еда? Это не главное. В пионерских лагерях для детей не жалели продуктов и кормили отлично…

Вскоре весело и шумно прошёл в лагере традиционный «День Нептуна». За ним подоспело ещё одно непременное мероприятие: «Украденный полдник».

Во время тихого часа вожатые и воспитатели разместили на деревьях разные указатели, записки, причём пытались затруднить поиски, намеренно сбивая с правильного следа. А записки с автографом монстра «Чуду-юду» ещё больше раззадоривали ищущую гомонящую компанию. Вовка тоже активно участвовал в поисках. В нём проснулся азарт следопытства, как у Зверобоя (книги о приключениях читал запоем). Так что желание проявить себя выглядели вполне естественно.

Как-то незаметно он оказался за пределами ограниченной территории. Забрёл в заросли густой высокой травы, больше его роста, пожалуй, на метр.

Этакий лилипут, оказавшийся в сказочной стране гулливеров. Азарт сменился разочарованием (не суждено стать героем в поисках), если и заплутал немного, то не страшно, найдут. Двинулся назад, выбираясь по примятому следу этой злосчастной травы. Выбравшись из травяного плена на открытое, просматриваемое место, Вовка услышал шагах в десяти от него приглушённые всхлипывания. Что такое? Такой же неудачливый собрат? Точно так. Бывают же чудеса, В небольшом овражке среди поваленных деревьев сидел Генка Самохин, держась за правую ногу. Сейчас он уже растерял свой гордый молодцеватый вид, выглядел довольно уныло и постанывал:

-Ты чего, Генка, ушибся? – без тени злорадства сочувственно поинтересовался Вовка.

-Ногу, видно, подвернул, споткнулся за дерево и упал на сучки. Встать не могу, болит сильно. Чего будем делать-то, Вовка? Наверно, надо кричать своих.

А в лагере тем временем уж и полдник отыскали, повезло первому отряду, и с удовольствием его слопали, изрядно набегавшись по лесу. И тут только хватились отсутствием двоих. Поднялась суматоха. Немедленно двинулись на поиски под руководством взрослых цепью на видимом расстоянии прочёсывать территорию, сдабривая при этом различным шумовым оформлением: криками, свистом, ударами палками по деревьям…

После непродолжительных поисков лагерники к всеобщей радости услышали отдалённые голоса потеряшек. Все рванули в ту сторону. Интересная картина ожидала их. Согнувшись в три погибели (велик ли в перьях!), Вовчик транспортировал здоровенного Генку. Тот обхватил паренька левой рукой за шею, другой опирался на палку, ковыляя левой ногой, не задействуя правую. При этом своей нехилой массой всё равно пригнетал Вовку к земле.

Пот застилал лицо мальчишки, превращаясь в тонкие струйки, стекал по телу. Рубаху впору было выжимать, да ведь и денёк выдался жаркий. Когда раненого приняли заботливые руки, Вовка плюхнулся на землю, прерывисто хватая ртом воздух, восстанавливая дыхание. И как-то нейтрально воспринимал восторженные возгласы одобрения, неподдельного удивления и симпатии: «Наш-то, заморыш Вовка духом богатырь». Всё это сопровождалось дружеским похлопыванием по плечу, пожиманием руки…

Медики привели в порядок вывихнутую Генкину ногу, но самое главное исчез его «вывих» по отношению к Вовке, зауважал пацана. А когда на очередной спевке Лёнька Кутиков, ехидно улыбаясь, (забылся малый) готовился дать затрещину в определённый момент, тут же узрел перед своей лисьей физиономией внушительный кулак Генки, от которого Лёнька моментально съёжился и втянул голову в плечи…

…Одним из главных в лагере «Ольховка» стало проведение КВН между отрядами. Победа в нём всегда была престижна. В эту смену соревновались первый и второй отряды. Силы вобщем не совсем равны: в первом-то ребята постарше. Но стоит ли пасовать Вовкиному отряду?

Вожатый Сергей настраивал:

-Главное - выступить достойно.

И подопечные вторили:

- Не корову и проиграем.

Регламент предусматривал десять человек в составе команды. Вовка был в составе участников. И никто это не оспаривал. А давно ли…? И даже недолго думали, кого выбрать капитаном.

Генка Самохин авторитетным тоном заявил:

-Давайте выберем Вовку Смирнова.

Вожатый Сергей испытывал душевную радость. Надо же, его тайное желание совпало с мнением ребят.

Команда второго отряда решила перевоплотиться в пиратов. И название придумали: «Весёлый Роджер». Готовились усиленно, с энтузиазмом. А капитан проявил недюжинные организаторские способности, не востребованные до поры: придумывал сценки, готовил вопросы, какой прикид будет круче… Его эмоциональное состояние подчёркивали прыгавшие чёртики в глазах.

И грянул бой! Весь лагерь с неослабевающим интересом наблюдал за поединком, разыгравшимся на деревянной сцене. Когда во время приветствия на сцену один за другим, перепрыгивая чехардой друг через друга, с гиканьем влетел «Весёлый Роджер», взрыв хохота согнал с деревьев перепуганных птичек. Это было уморительно. Все «пираты» с голым торсом, отнюдь не атлетическим, с кинжалами в руках с нарисованными на животах костями вызвали восторг и моментально на их сторону перешло большинство болельщиков. А Вовка? О, он был бесподобен. С чёрной повязкой на голове, в огромных резиновых сапогах, арендованных у лагерного сторожа дяди Стёпы, из которых того и гляди выскочат тоненькие ноги парня. Хохма да и только! В том и была соль – выглядеть никак не устрашающе, а как комичный Бармалей из фильма, в роли Р.Быкова. Кстати, это тоже Вовкина идея. Во время представления он блистал, чем ещё больше воодушевлял своих пиратов. Это был их звёздный час.

Бравое выступление «Роджера» при активной поддержке болельщиков даже отразилось и на жюри, в разумной степени симпатизировавшему «пиратам». Ну, а в отряде «Звезда» ещё долго не утихала победная эйфория.

С песнями уезжали ребята после окончания смены в автобусе:

-Много у нас диковин,

Каждый из нас Бетховен.

Много чего у нас есть,

Много, всего не перечесть.

А что же наш герой? У него словно выросли крылья. Главное – открыть в нём нужное, поверить в себя. Вот и получилось, как в сказке Андерсена, удивительное перевоплощение гадкого Утёнка в прекрасного Лебедя.

 

Анатолий КИСЕЛЁВ,
п. Сазоново.
Фото из личного архива автора.