ОТ МИХАЙЛОВСКОГО УЧИЛИЩА ДО ПЕРВОМАЙСКОЙ ШКОЛЫ

Село Михайловское (сейчас это посёлок Первомайский) богато своей историей.

6-1

Здесь был построен первый стекольный завод, выпускавший продукцию 75 лет, двухэтажное здание конторы завода, обшитое фигурной дранкой; церковь Иоанна Богослова с некрополем владельцев усадьбы; господский дом 1888 года постройки и, конечно же, Михайловское Министерское училище – ныне Первомайская основная школа. Бывшая усадьба дворян Позен сохранилась в комплексе, являясь гордостью и украшением села.

Три поколения семьи Позен оставили о себе хорошую память. Александр Иванович Позен, второй владелец усадьбы, в 1883 году построил на свои средства школу для детей рабочих Михайловского стеклянного завода.

Это было двухэтажное деревянное здание с семью комнатами. В школе было три отделения, в одном классе занималось до 65 детей. Школа полностью содержится на средства г. Позена. «Из наглядных пособий имеются: арифметический ящик, счёты, географические карты, картины, волшебный фонарь, глобус, теллурий, коллекция минералов, геометрических тел. Библиотека состоит из 350 экземпляров и ежегодно пополняется на средства г. Позен на сумму 50 рублей.» Первым учителем был Пётр Михайлович Бойцов, законоучителем состоял Дмитрий Иванович Воскресенский.

Школа была частная, а учиться хотели многие, поэтому земство обратилось с просьбой к Позенам разрешить обучаться крестьянским ребятишкам из окрестных сёл.

Александра Павловна, вдова Александра Ивановича, согласилась при условии, что земство будет содержать второго учителя. И с 1896 года школа стала называться земско-заводская. А в 1905 году она была преобразована в образцовую школу Министерства народного просвещения. Было открыто шесть отделений. «Училище финансировалось Министерством и уездным земством, а почётный блюститель Михаил Александрович Позен выделил 200 рублей и готовое помещение.

По качеству и успешности обучения Михайловское училище относилось к числу лучших в уезде. Численность учащихся составляла около 130-150 человек». Заведующим училищем стал Беспалов Михаил Адрианович. Приехали новые учителя. Так в 1907 году после окончания Устюженской женской гимназии на работу приехала Крылова Александра Васильевна, впоследствии ставшая женой Беспалова М.А. Сорок шесть лет она отдала нашей школе, выйдя в 1951 году на заслуженный отдых.

В 1910 году здание школы сгорело, но занятия не прерывались. Братья Позен, Михаил и Константин, проживавшие в усадьбе, предоставили помещение в бараке стеклозавода и стали хлопотать о строительстве новой школы. Ходатайство отвёз в Устюжну М.А. Беспалов. Уездное земское собрание выделило средства на строительство. Позены выделили участок под школу на высоком берегу реки Чагода и лес для стройки, а также оплатили страховую премию. Проект здания разработал Беспалов М.А., он же руководил и строительными работами. Брёвна сплавляли по реке, корили на берегу, а потом поднимали на гору. Строила школу бригада мастеров из Череповца, местные мужики были заняты на подсобных работах. Как и сгоревшая школа, новая планировалась с паровым отоплением. Котлы и трубы доставили на барже из Рыбинска.

Одновременно с большой школой, рассчитанной на 250 мест, строилась малая, так называемый приют (интернат), так как в училище учились дети из шести волостей Устюженского уезда.

В 1913 году новая школа открыла двери для своих учеников. Нам удалось установить несколько фамилий первых учащихся, это Пановы, Руседские, Селяненковы, Шерстобитовы, Живулёнковы. Также мы выяснили фамилии учителей, работавших в школе в те годы. Это супруги Беспаловы, сёстры Хазовы, Надежда Васильевна и Анна Васильевна, Любоческая Лидия Васильевна, Рокутова, Прокопьев Иван.

Стены в здании были из стёсанных брёвен, полы некрашеные. В залах в углу стояли железные бочки с водой. Воду технички носили с реки на коромыслах. Летом заготовляли веники и мочало в большом количестве, чтобы хватило на весь год. Полы натирались мочалом добела.

Занятия начинались с пения молитв. Все собирались в верхнем зале и под фисгармонию пели. Церковное пение преподавал Михаил Адрианович, он же играл и на фисгармонии. Старожилы вспоминали, что у инструмента был опалён бок, так как его вытащили из горевшей школы.

Училище было хорошо оснащено, имелась библиотека, которая работала даже в каникулы. После уроков велись дополнительные занятия для желающих, читались лекции, работал драмкружок под руководством Беспалова М.А. был создан хор, который по праздникам пел в церкви.

Оконччившие Михайловское училище получали право на поступление в гимназии и училища Санкт-Петербурга. По воспоминаниям старых учителей известно, что в СанктПетербурге молодых людей со свидетельством об окончании Михайловского Министерского училища принимали без экзаменов, так как знали, что знания у них прочные. Это говорит о высоком профессионализме преподавателей. Да и тот факт, что дети дворян Позен учились в нашей школе вместе со всеми, это подтверждает.

 

Надежда ХАРЛАМОВА.