АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ ВОЛОГОДЧИНЫ - ДЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА

27 января - 79 лет со Дня полного снятия блокады Ленинграда.

6

Она длилась 871 день. Важную роль в защите города играла военная авиация, в том числе базирующаяся на аэродромах Вологодской области.

В кратчайшие сроки Государственным архивом Вологодской области и УФСБ России по Вологодской области обнародовали рассекреченные документы, отражающие основные этапы спецстроительства в годы Великой Отечественной войны региональной аэродромной сети.

Они рассказывают о масштабной передислокации - тяжёлой, истребительной и транспортной авиации в 1941 году, о мобилизации рабочей силы и техники на строительство аэродромов, об организации и подготовке материально-технической базы, обустройстве бытовых условий летно-технического состава.

На территории нашего региона дислоцировались 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО, авиационные полки ВВС Балтийского флота, а также Особая северная авиагруппа Главного управления Гражданского воздушного флота, на которую было возложено задание по обслуживанию Ленинградского фронта.

Главная задача авиасоединений заключалась в налаживании воздушного моста между Вологодской областью и Ленинградом для осуществления боевых операций, доставки военных и продовольственных запасов, перевозки эвакуированного населения. Внимание командования ВВС было неслучайно обращено на Вологодский авиационный узел, поскольку Вологодчина являлась ближайшим к блокадному Ленинграду тыловым регионом, Вологда была важнейшим железнодорожным узлом, в котором аккумулировались промышленные и продовольственные ресурсы.

Необходимо отметить, что ещё до начала военных действий были предприняты меры по форсированию аэродромного строительства на территории Вологодской области.

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 года в ведение НКВД СССР на время строительства аэродромов были переданы занятые на строительстве дорог местного значения машинно-дорожные станции и отряды с принадлежащими им материально- техническими ресурсами и кадрами.

Согласно данным указаниям Вологодская область для спецстроительства обязана была передать 42 единицы всевозможной техники и инструментов.

11 июля 1941 года Военный совет Архангельского военного округа, в состав которого входила Вологодчина, издал постановление об ускорении сроков строительства аэродромов на территории нашего региона.

Ответственность за выполнение утверждённого задания была возложена на УНКВД по Вологодской области и его руководителя Льва Галкина.

В первую очередь к перебазированию новых авиасоединений стали готовить аэродром «Прилуки» под Вологдой. Кроме того, в кратчайшие сроки предписывалось построить на территории области сеть новых аэродромов вблизи железнодорожных станций.

К августу 1941 года строительство большинства аэродромов первой очереди было завершено. Согласно планам вторая очередь спецстроительства заключалась в расширении существующих взлётно-посадочных полос и строительстве в Череповце, Соколе, у железнодорожной станции Кущуба, в селе Михайловское, деревнях Ведерково и Великий Двор дополнительных полос для принятия тяжёлых бомбардировщиков и самолётов, доставляющих большие объёмы грузов.

Как сообщили «Красному Северу» в пресс-службе управления ФСБ по Вологодской области, всего за лето-осень 1941 года в семи северо-западных районах Вологодской области было обустроено не менее 18 аэродромов и взлётно-посадочных полос.

В состав сформированного Вологодского авиаузла вошла истребительная авиация, которая прикрывала Вологду и железнодорожные пути от вражеских налётов. Дальние бомбардировщики, выполнявшие не только боевые задачи, но и осуществлявшие перевозку людей и грузов, а также транспортная авиация, занимались эвакуацией гражданского населения из Ленинграда и Ленинградской области, переброской воинского состава, военных и продовольственных грузов.

Впоследствии, когда фронт был отброшен от границ Вологодской области, для более быстрой доставки необходимых грузов в блокадный город было принято решение о перебазировании сформированного Вологодского авиаузла под Череповец и на аэродромы, расположенные в освобождённых восточных районах Ленинградской области.

Большую роль в защите города на Неве сыграл небольшой по размерам Пильнецкий аэродром, располагавшийся в 1941-1943 годах у посёлка Сазоново Чагодощенского района. Местные краеведы уже много лет изучают его историю. Их исследовательские материалы публикуются в районной газете «Искра».

В октябре 1941 года на уже существовавший Пильнецкий аэродром была перебазирована из Ленинградской области группа бомбардировщиков 57-го авиационного бомбардировочного полка бригады морской авиации Балтийского флота, которым командовал уроженец Кирилловского района Герой Советского Союза Евгений Николаевич Преображенский. В тот момент враг взял Тихвин. Фронт находился всего в 113 км от Чагоды.

Большую помощь в благоустройстве аэродрома оказали военным жители п. Сазоново и близлежащих деревень. В короткие сроки в лесу были сделаны хорошо замаскированные ангары, устроены землянки и построены склады. Территория военного аэродрома была обнесена колючей проволокой, существовал строгий пропускной контроль.

Рабочая длина полосы Пильнецкого аэродрома составляла не более 1200 м. Однако именно с неё в октябре, ноябре и декабре 1941 года даже в самую неблагоприятную погоду в одиночку и группами поднимались бомбардировщики и штурмовики для нанесения ударов по фашистским войскам, двигавшимся по шоссейной и железной дороге Будогощь-Тихвин.

За короткий осенний день лётчики успевали сделать по три-четыре боевых вылета. Авиагруппа 57-го авиаполка помогла сухопутным войскам освободить 9 декабря 1941 года Тихвин, тем самым сорвать план окружения вторым кольцом Ленинграда немецкими и финскими войсками.

На вооружении авиагруппы были бомбардировщики типа ДБ и СБ, а также штурмовики Ил-2, защищавшие вологодское небо от налётов лётчиков люфтваффе. Садились здесь и самолёты У-2, знакомые нам по фильму «Небесный тихоход». Последними, кстати, за период с февраля по июнь 1942 года было произведено 7228 самолётовылетов.

На территории аэродрома была сформирована 7-я учебная авиаэскадрилья, лётчики которой обучались в Чагодощенском районе бомбометанию. Полигоны для бомбометания были устроены в болотной местности за деревнями Березье и Марьино.

В посёлке Сазоново находится братская могила военных лётчиков. В Чагоде - могила лётчика Александра Монетова.

В июле 2020 года на окраине посёлка Сазоново у федеральной трассы Вологда – Тихвин – Р-21 «Кола» была открыта скульптурная композиция, посвящённая подвигу лётчиков Пильнецкого аэродрома. Чагодощенцы чтят их память и гордятся ими. В День Победы и памятные даты обелиски и могилы героев утопают в цветах, юнармейцы и учащиеся Сазоновского филиала Устюженского политехнического техникума несут почётные караулы.

 

Александр ГАЛАНИН,
г. Вологда, «КС».