МОРГНИ ЗА «СПАСИБО»
Рассказываем о правилах автомобильного этикета
Кроме обязательных Правил дорожного движения, есть ещё много негласных правил, своеобразный дорожный этикет.
Иногда они нужны только для того, чтобы сделать вождение более дружелюбным, а обстановку для участников движения спокойной. Но некоторые знаки водители используют для обмена информацией между собой. Рассказываем автолюбителям-чагодощенцам, что считается хорошим тоном на дороге, и какие сигналы подают друг другу водители.
ОБЫЧНАЯ ЭТИКА
Главное правило дорожного этикета - вести себя с другими участниками движения также, как вам хотелось бы, чтобы вели себя с вами. В этом плане управление автомобилем ничем не отличается от других привычных ситуаций. Не грубить, не пытаться пролезть вперёд другого, благодарить за хорошее отношение - всё, что вам подсказывает здравый смысл, применимо к дорожному движению.
Вот в чём проявляется вежливость на дороге:
Уступать дорогу машинам, которым сложно выехать на главную дорогу. Вы наверняка и сами неоднократно оказывались в такой ситуации, когда выехать из двора или заехать на круговое движение никак не получается - на главной дороге слишком плотное движение. Притормозите и мигните пару раз фарами - так другой водитель поймёт, что вы его пропускаете. Вам эти несколько секунд ничего не стоят, а второй машине вы дадите возможность встроиться в поток без риска и нервов.
Не выливать на окружающих своё раздражение. Даже если вы сильно опаздываете, и вам кажется, что в пробках виноваты окружающие вас бестолковые водители, не стоит агрессивно влезать в другие ряды, злоупотреблять клаксоном. Ничего кроме ещё большего повышения накала вы таким поведением не добьётесь, а нервный водитель - невнимательный водитель.
Воздержаться от прямых оскорблений - выкриков в окна, агрессивных жестов, угрожающей мимики. Кроме того, что это неэтично, такое поведение может быть ещё и опасным: многие словесные перепалки на дороге выливаются в настоящие драки. Ещё один неприятный вариант, когда один обиженный водитель «наказывает» другого - подрезает, не даёт пойти на обгон, обгоняет и резко тормозит.
Проявлять эмпатию. Если вы уверенно водите, вам будет достаточно легко поставить себя на место другого водителя. Если вам нелегко вписаться в поворот на легковом автомобиле, представьте, насколько сложно маневрировать грузовику или автобусу. Постарайтесь не создавать дополнительных сложностей тем, кому и так нелегко - начинающим водителям, дальнобойщикам, мотоциклистам.
Оказывать помощь. Поделиться бензином или подбросить до ближайшей заправки, вытянуть машину на буксире, помочь поменять колесо, «прикурить» заглохший мотор - любому из нас может в какой-то момент поддержка на дороге. Водительская взаимопомощь иногда в прямом смысле спасает жизни, особенно серьёзно к ней относятся профессиональные водители и те, кто живёт в суровом климате.
В регионах, в которых зимой экстремально низкие температуры, ни один водитель никогда не проедет мимо машины, стоящей на обочине. Всегда остановятся и на всякий случай спросят, всё ли в порядке. Потому что в заглохшей машине без отопления при температуре -50°C человек не проживёт и суток, а по некоторым маршрутам автомобили проезжают крайне редко.
Предупреждать других участников дорожного движения: об опасности или препятствии на дороге, а также о том, что с другой машиной чтото не так (открыт багажник, не работает поворотник, проколото колесо, выключены фары).
Реагировать на сигналы других водителей. Если вам гудят, мигают фарами или делают жесты руками, значит, кто-то к вам обращается. Игнорировать эти сигналы также невежливо, как молчать в ответ на заданный в беседе вопрос.
Всегда пропускать машины со спецсигналами, особенно скорую помощь и наряды пожарных.
Спокойно вести себя в случае аварии: не стоит переходить на личности или выяснять отношения на дороге. Если в ДТП нет пострадавших, сразу переходите к заполнению протоколов, сделайте несколько снимков и вызовите ДПС.
ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ ВОДИТЕЛЯМИ
Участники дорожного движения не могут разговаривать между собой, но могут подавать невербальные сигналы: светом, звуком и жестами. Первоначально такие специальные знаки общения стали популярны среди дальнобойщиков, они и определили действующий дорожный этикет. Поскольку водители грузовиков много перемещаются между разными странами, эти неофициальные правила постепенно стали универсальными и понятными на дорогах всей Европы.
КЛАКСОН
Звук клаксона задуман максимально резким, иначе уху сложно будет улавливать его среди дорожного шума. Но за счёт этой резкости клаксон звучит довольно неприятно, «бибиканье» со всех сторон действует на нервы. Поэтому сигналить стоит только в случаях, когда нужно предупредить других водителей о реальной опасности. Например, если автомобиль за вами приближается слишком быстро или кто-то засыпает за рулём и уже выезжает на встречную полосу.
Но люди всё равно пользуются звуковым сигналом, чтобы выразить недовольство или нетерпение. Что именно водитель хочет сказать с помощью клаксона, зависит от длины и количества сигналов:
длинный гудок в сочетании с быстрым миганием дальним светом: нужно немедленно остановиться;
один короткий гудок - предупреждение;
два сигнала - недовольство;
три гудка - раздражение;
четыре и более - злость и повышенный тон.
Пешеходов лучше не предупреждать клаксоном ни о чём, кроме опасности - от неожиданности человек может сделать неловкое движение на проезжей части, оступиться или попасть под машину.
СИГНАЛЫ ФАРАМИ
Самый известный сигнал аварийными огнями — это короткое мигание, буквально на пару секунд. Оно означает «спасибо». Такой сигнал подают, когда кто-то из участников движения оказал вам любезность - пропустил на главную дорогу со второстепенной, притормозил, чтобы вы встроились в ряд перед ним, помог с обгоном. Ещё короткое мигание аварийкой может обозначать извинение - например, когда вы случайно кого-то подрезали или нарушили правила.
Ещё аварийку используют, чтобы предупредить об экстренном торможении. Для этого есть стоп-огни, но они включаются при любом торможении, из автомобиля сзади по ним непонятно, насколько резко нужно остановиться. Несколькими морганиями аварийных огней вы также можете намекнуть водителю машины за вами, что он слишком прижимается и не держит дистанцию.
Передние фары используют для передачи сигналов встречным автомобилям. Несколько быстрых миганий дальним светом, особенно в сочетании с длинным гудком, обозначают опасность. Возможно, впереди авария, человек на проезжей части, опасная лужа или другое препятствие, которое можно не заметить.
Два кратких включения дальнего света - впереди ДПС или радар. Одно включение дальнего света - ваши фары слепят, переключитесь на ближний свет, пока навстречу едут другие автомобили. Если вас слепит следующий сзади автомобиль, включите на какое-то время аварийку.
На перекрёстке короткое включение дальнего света означает - пропускаю, проезжай. Фарами же можно попросить пропустить, если очень спешите - для этого используют троекратное мигание ближним светом.
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТОВ
Поза водителя, стоящего на обочине или тротуаре рядом с машиной, может говорить о том, что ему нужна помощь. Если вы видите у дороги человека с канистрой или ведром и шлангом, скорее всего, у него закончилось топливо. Такую просьбу о помощи ещё показывают выставленным перед собой кулаком с опущенным большим пальцем.
Вот какие ещё правила существуют: человек стоит у дороги с тросом: нужна буксировка;
- водитель выставил возле машины колесо или домкрат: требуется помощь с заменой колеса;
- открыт капот или багажник, водитель стоит с поднятой рукой: нужна помощь с технической поломкой;
- человек показывает знак «Х», скрещивая руки: просит медицинской помощи.
Из проезжающих мимо машин вам могут подавать знаки руками, вот что они означают:
- рука описывает круг и опускается вниз — у вас спущено колесо;
- водителю грузовика показывают кукиш: между спаренными колёсами застрял камень;
- рука указывает на обочину: вам нужно остановиться, другой участник движения увидел какую-то проблему с вашей машиной;
- человек указывает на дверцу вашего автомобиля: одна из дверей не до конца закрыта или что-то застряло в проёме;
- удар ладонью по воздуху: у вас открыт багажник;
- указание пальцем на глаз: забыли выключить поворотник;
- «мигающий» жест пальцами: включите фары, машина едет без нужного освещения.
ХОРОШИЙ ТОН ПРИ ОБГОНЕ
Главное правило (не столько этикета, сколько безопасности) - всегда пропускать автомобиль, который пытается вернуться в ряд со встречной полосы, если есть такая возможность. Даже если водитель нарушил Правила дорожного движения, выходя на обгон в неположенном месте, не стоит учить его или наказывать. Возможно, на встречной полосе он увидел какую-то опасность, которая не попадает в ваш обзор. В первую очередь нужно постараться избежать дорожной аварии, пусть даже она не грозит лично вам.
Вообще упрощать обгон другим участникам движения считается хорошим тоном. Вот как это можно сделать:
-оставляйте достаточную дистанцию, чтобы обгоняющая машина при необходимости могла встроиться перед вами;
-чтобы показать автомобилю сзади удачный момент для обгона, включите правый поворотник и немного сместитесь вправо;
-включённый левый поворотник у автомобиля, который не выходит на обгон сам, означает, что выезжать на встречную полосу опасно;
-левый поворотник у водителя, который совершил обгон, но ещё не вернулся на свою полосу - это указание для остальных участников дорожного движения (например, автомобилей, движущихся за обгоняемым грузовиком), что на полосе встречного движения свободно;
-если впереди на дороге есть препятствия или потенциальная опасность, предупредите других участников движения короткими нажатиями на тормоз, переключением левого и правого поворотника, движением левой руки с открытой ладонью назад или открытием левой двери.
По материалам
сайта https://avtoinstruktor199.ru
подготовила Ульяна ПЛОТНИКОВА.