САМЫЙ КОВАРНЫЙ ПУНКТ ПДД

Один из самых коварных пунктов Правил дорожного движения – это 10.1.

6

ПДД РФ: ПУНКТ. 10. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

 

Его большинство автомобилистов когда-то читали, соблюдают его практически каждый день, но содержание его помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-либо происшествие.

Потому что очень часто именно этот пункт Правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем не страшен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; проезжую часть, по которой Вы двигаетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняете требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Однако, сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта, там, где идёт речь о возникновении опасности. Едва водитель её обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется - тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность – тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтёт избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос.

Правила не запрещают вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на вас, так как по п.10.1 ПДД требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом.

Как поступить в данной ситуации однозначно ответить нельзя, всё зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако, в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается ещё более тяжёлым, чем столкновение, которого вы пытались избежать. Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах.

Пешеходы нередко выскакивают под колёса неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования Правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение.

Почему? Потому что есть п.10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. Кроме того, п.10.1 Правил требует от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям.

Допустим, вы едете 60 км/ч в населённом пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает тёмное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путём может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно вы могли двигаться со скоростью не менее 60 км/ч, а только не более 30 км/ч.

В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше.

Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным.

Подведя итог, отметим, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение Правил дорожного движения - это залог безопасности на дорогах. Будьте осторожны на дорогах!

 

Мария РУМЯНЦЕВА,
инспектор по пропаганде БДД
отделения Госавтоинспекции
Отделения МВД России «Чагодощенское».