АДАПТАЦИЯ К САДИКУ
Как пройти этот период легко и безболезненно? Советы психолога
С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется.
Режим дня становится более строгим, отсутствуют родители или близкие люди рядом, возникают новые требования к поведению, появляется постоянный контакт с большим количеством сверстников, новое помещение, стиль общения и ко всему этому малышу необходимо приспособиться. У родителей возникает волнение. Начинается так называемый период адаптации.
- Хочется подчеркнуть – адаптация - не зло, с которым нужно бороться, не проблема, а просто процесс приспособления человека к новым условиям. Каждая семья хочет, чтобы этот процесс завершился как можно быстрее и легче. В свою очередь легче и быстрее привыкают к детскому саду дети, родители которых уверены в необходимости садика, - считает педагог-психолог детского сада комбинированного вида п. Чагода Ирина Шерстобитова. - Посещение малышом детского сада имеет множество преимуществ:
-пребывание ребёнка в детском саду создаёт условия для развития у него самостоятельности. В саду малыш легче и быстрее усваивает навыки самообслуживания;
-здесь чёткий распорядок дня, сбалансированное питание;
-в детском саду больше времени уделяют игровой и образовательной деятельности, что способствует физическому развитию, мыслительных процессов, развитию речи и так далее;
-посещение детского сада формирует у ребёнка умение общаться в детском коллективе (происходит социализация).
Ирина Валерьевна предлагает родителям, чьи малыши только начинают посещать дошкольное учреждение, выполнять следующие рекомендации:
1) Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье. Старайтесь избегать других стрессовых ситуаций.
2) Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-нибудь из них будет самим ребёнком.
3) В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка.
4) Поддерживайте в выходные такой же режим дня, как в детском саду.
5) Не угрожайте ребёнку детским садом.
-Что делать в адаптационный период по дороге в детский сад?
-Если ребёнок плачет, боится, расстраивается, посочувствуйте ему, обнимите его: «Я понимаю, что тебе страшно, но ты справишься!» Не отрицайте его чувства, - говорит педагог-психолог. - Рассказывайте малышу о том, что, как вам кажется, может именно ему понравится в детском саду. Также играйте в игры, пока идёте до садика. Придумайте свой особый ритуал прощания.
-Что делать в адаптационный период перед тем, как зайти в группу?
-Когда утром приводите ребёнка, расставайтесь с ним легко и быстро. Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, то какое-то время пусть малыша в садик отводит папа, бабушка или другой близкий родственник, с кем ребёнок будет легче расставаться.
-Заранее придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания: воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и так далее.
-Отправьте вместе с ребёнком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ребёнку быстрее успокоиться.
Позитивный, оптимистичный настрой поможет ребёнку и родителю преодолеть этот непростой этап адаптации к детскому саду. Поддерживайте ребёнка эмоционально, будьте уверены данный этап временный, и ребёнок обязательно привыкнет к новым условиям.
Если всё-таки родителям кажется, что адаптация ребёнка затягивается, то можно обратиться к психологу детского сада.
КСТАТИ:
Пребывание ребёнка в детском саду создаёт условия для развития у него самостоятельности, способствует физическому развитию, мыслительных процессов, развитию речи.
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ. КАК СЕБЯ ВЕСТИ РОДИТЕЛЯМ?
В жизни почти каждого ребёнка наступает момент, когда он вдруг превращается из очаровательного малыша с пухлыми ручками и ножками в самостоятельного и независимого человечка.
Эти изменения происходят примерно с 1,4 до 4 лет. Психологи называют этот сложный период кризисом трёх лет.
Что же могут сделать родители, чтобы сгладить проявления, возникающие в этот период – негативизм, упрямство, своеволие, капризы?
-Важно соблюдать режим дня, своевременно удовлетворять повседневные потребности и нужды ребёнка. Это позволит предупредить появление истерик (покормить, напоить, уложить спать, переодеть и тому подобное), - говорит психолог Череповецкого центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Любовь Попова. - Важно принять возрастной негативизм и признать право ребёнка на самостоятельность. Помните, что детские капризы и упрямство не являются проявлениями негативных черт характера ребёнка.
Любовь Викторовна даёт несколько рекомендаций родителям трёхлеток:
1. Создавайте условия для позитивных проявлений самостоятельности, хвалите ребёнка за каждое небольшое самостоятельное достижение. Выстраивайте с ним деловое сотрудничество, то есть деликатно предлагайте и оказывайте помощь, избегайте её навязывания, а также дозируйте руководство деятельностью ребёнка.
2. Пересмотрите стиль воспитания, перестаньте потакать во всём либо постоянно чтото запрещать. Изначально, в раннем детстве, при помощи капризов и упрямства ребёнок манипулировал взрослым, чтобы обеспечить уход за собой. Капризы – это отзвук младенчества, и если они сохранились, это свидетельствует о потворствующей гиперопеке со стороны родителей, а также о постоянных ограничениях.
3. Определите чёткие границы дозволенного. Запреты следует ограничить тем, что несёт реальную угрозу жизни и здоровью ребёнка и окружающих, противоречит общепринятым нормам и выходит за рамки возможного. Обязательно объясняйте причины запретов. Начиная с кризиса 3 лет, отказывайтесь от позиции «Всегда прав взрослый».
4. Относитесь к ситуации капризов нестандартно. Разрушайте стереотипные ритуалы общения, вносите в привычные формы контактов с ребёнком неожиданность и новизну.
Общение с ребёнком в период кризиса (будь то кризис одного года, трёх лет или кризис подросткового возраста) - это особое искусство. Главное - вовремя понять и помочь ребёнку, потому что мы, родители, нужны ему, как никогда.
Подготовила Ольга БОГОМОЛОВА.
Фото из открытых источников.