ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Педагог-психолог даёт разъяснения взрослым по воспитанию детей

Развивайте независимость ребёнка

61. Ожидайте большего. В детском саду воспитатели ожидают, что дети будут сами наливать себе воду, убирать за собой тарелки, аккуратно вешать одежду в шкаф... Родителям стоит поднимать планку ожиданий, и дети, очень вероятно, будут (вынуждены) к ней тянуться.

2. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Выполнять вместо ребёнка различные задания быстрее и проще, но это не поможет ему стать более самостоятельным. Подсказка: взывайте к амбициям (к чувству собственного достоинства) вашего ребёнка. Воспитатели говорят, что всякий раз, когда необходимо заставить детей одеться, надеть верхнюю одежду, сидеть спокойно за столом во время еды и тому подобное, необходимо задать им один простой вопрос: «Ты хочешь, чтобы я помогла тебе, или можешь сделать это самостоятельно?». Эти слова действуют на детей волшебным образом. Зачастую они все хотят делать самостоятельно.

3. Не переделывайте что-либо после детей. Если ваш ребёнок заправляет кровать, не поддавайтесь искушению поправить после него одеяло. Если дочь надевает кофту в полоску, а юбку в горошек, похвалите её «эклектичный» стиль. Исправляйте то, что сделал ваш ребёнок, только в случаях крайней необходимости. Малыш может отметить для себя ваши исправления, и это отобьёт у него всякую охоту.

4. Пусть ребёнок сам решает простые задачи. Если вы видите, что ребёнок пытается починить игрушку или достать книгу с полки при помощи табурета, не спешите бежать на помощь. При условии, что малыш находится в безопасности, те моменты, когда вы не спешите и позволяете ему принимать решения самостоятельно, служат воспитанию его характера. Воспитатели говорят следующее: это естественно – стремиться идеально выполнять любые задания, но если мы так поступаем, мы лишаем своих детей шанса добиться успеха.

5. Назначайте домашние обязанности. Возложив на дошкольника ответственность за выполнение регулярного, простого задания, вы развиваете его уверенность в себе и чувство компетентности. Ребёнок, которому поручено поливать растения или доставать бельё из стиральной машины, быстрее поверит в то, что сам может одеваться или зашнуровывать обувь. Просто убедитесь, что обязанность, которую вы возложили на ребёнка, вполне ему по силам, что это реальная, а не бесполезная работа, так как даже дошкольники знают разницу между ними. Цель заключается в том, чтобы ребёнок почувствовал себя способным, активным членом семьи.

 

УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

6. Похвала является ключом, особенно если ваш ребёнок не расположен к сотрудничеству. Попробуйте уловить тот момент, когда ребёнок ведёт себя хорошо, обратить на это внимание малыша и похвалите его за хорошее поведение. Дети повторяют тот тип поведения, который привлекает внимание взрослых.

7. Разработайте предсказуемый порядок и расписание. Дети сотрудничают в садике, потому что знают, чего от них ожидают. Они следуют, по сути, одному и тому же заведённому порядку день за днём, поэтому быстро учатся тому, что должны делать, и через некоторое время уже не требуют напоминания. Хотя нецелесообразно внедрять дома детсадовский порядок, чем более вы будете последовательными, тем быстрее будет склонен к сотрудничеству ваш ребёнок. Определите несколько рутинных правил и придерживайтесь их. Например, все одеваются перед завтраком. Когда мы приходим с улицы, то моем руки. Мама не читает сказки на ночь, пока все дети не переоденутся в пижамы. Со временем следование этим «домашним правилам» станет второй натурой вашего ребёнка.

8. Расслабьтесь, не «берите в голову». Если ваш ребёнок отказывается что-то делать, попробуйте превратить это в игру.

9. Сообщайте о переменах заранее. Если ваш ребёнок устраивает истерику, когда вы объявляете, что пора, к примеру, выключать телевизор, прекратить игру и идти есть или уходить из гостей, наверное, вы просто недостаточно заблаговременно предупредили его об этом. В садике детей предупреждают заранее о грядущих изменениях, чтобы они имели возможность закончить то, что они делают.

10. Награждайте рассудительно. Если ваш ребёнок работает исключительно за вознаграждение, то не узнает о реальных причинах выполнения заданий – он должен убирать игрушки, чтобы остальные члены семьи не наступали на них, не спотыкались (не повредились) и не повредили ненароком. Совет: награждайте за успешные старания, такие как приучение к горшку, но избегайте награждать ребёнка за повседневные дела, такие как самостоятельное одевание или чистка зубов.

11. Никаких если. Составляйте фразы таким образом, чтобы они предполагали сотрудничество. Высказывание «Если ты закончишь убирать свои мелки, мы можем пойти в парк» предполагает, что, возможно, ваш ребёнок не станет убирать свои мелки. Вместо этого попробуйте сказать так: «Когда ты уберешь мелки, мы пойдём в парк».

12. Отдавайте предпочтение играм. Воспитатели не устают повторять, что дети сегодня менее способны играть творчески, чем дети десятилетие или два назад. Слишком большая часть их времени посвящена контролируемым мероприятиям. Совет: научитесь говорить ребёнку: «Иди, поиграй». Вы не должны занимать ребёнка 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Пусть ему станет немного скучно, это не страшно. Главное, убедитесь, что у ребёнка в наличии есть все необходимые средства, такие как наряды для кукол, краски и бумага, большая картонная коробка и пластилин.

 

Анастасия КОНОНОВА
по материалам http://detsad-58.rprim.gov.spb.ru.
Фото Марины Самойловой.