Храм преподобномученика Евфросина Синозёрского в Чагоде
Выступление Алексея Иванова-Огарыша на II Всероссийских Евфросиновских чтениях
Выступление Алексея Иванова-Огарыша на II Всероссийских Евфросиновских чтениях
Начало строительства храма.
(Отрывок из книги восьмой «А жизнь ещё не начиналась» Алексея Иванова-Огарыша, п. Чагода).
В 2004 году у нас в руках, не иначе как по промыслу Божию, оказались два листка бумаги форматом А4, а на них – рисунки академика Ополовникова с реконструкцией изумительного деревянного храма 18 века. Это был меньший брат знаменитого, дожившего до наших дней храма в Кижах. Только с той разницей, что меньший по размеру, но старший по возрасту. И старше на четырнадцать лет. Он стоял в семидесяти километрах от Чагоды - на Минецком погосте. Это в Хвойнинском районе Новгородской области. У этого храма был старший брат - Тихвинский Спасо-Преображенский храм, сгоревший за семь лет до начала строительства на Минецком погосте. Из пояснительной записки следовало, что подобного типа культовых сооружений православной Руси церковная архитектура не помнит.
Дальше - все понятно:
- Строим этот храм! – сказал Валентин Федорович Варзин, романтик от веры, меценат…
… Как-то в очередной раз приезжает к нам наш епархиальный куратор протоиерей Алексий Фомичев, окидывает взглядом храм и произносит раздумчиво:
- Ну, какой же это 18 век? Кресты – золотые, крыша – железо, стропила – в подстропильную балку.… Да еще и цокольный железобетонный этаж.
Тем не менее куратор к нашему новоделу любовно-снисходителен: дескать, лапти дороги сердцу аборигена, но в 21 веке лапти – анахронизм, бутафория или просто выпадение из контекста. Да и лыка доброго негде взять. Поэтому любое лыко в строку. Архитектурная эклектика- результат борьбы вкусов и болезненных компромиссов, диктат современных технологий и материалов, убывающего мастерства храмоздателей. Хочешь не хочешь – мусорные вихри апостасии вьются и над нашими грешными головами.
Посетил нашу стройку и владыка Вологодский и Великоустюгский. Обласкал, расцеловал, сфотографировался с нами на память. Церковь назвал Вологодскими Кижами. А мы к тому времени, помню как сейчас, подняли и установили первые пять куполов. И было это в Иванов день – в день обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна…
Колокольня тоже растет из 18 века и тоже с налетом модерна: цокольный этаж, потом – деревянный этаж (четверик с «карманами» на четыре стороны света), потом – еще один этаж прямоугольником. Затем квадратный четверик, над ним – восьмерик, опорные колонны, звонница, шатер, барабан, купол, крест, - собственно колокольня. Жерновицкий прототип ее – одна труха, рубить все заново.
И на церкви работы воз и маленькая тележка: внутренняя отделка, иконостас, подвод тепла, много чего еще. А ведь не сидели все это время сложа руки…